Реалити о ЕГЭ

7 сложных тем и топ самых частых ошибок в ЕГЭ по обществознанию

На ЕГЭ самое обидное — потерять решающий балл. В статье назвали самые проблемные темы, подробно разобрали структуру заданий второй части и отметили частые ошибки. 

7 самых проблемных тем на ЕГЭ по обществознанию

Начнём с козырей — вот список тем, которые обычно даются труднее всего. Из-за них часто всплывают ошибки и в тестовой, и в письменной части. 

  1. Принципы организации государственной власти в Российской Федерации. Если конкретно —  «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»
  2. Функции различных ветвей власти в РФ — какие они и кто их выполняет. Здесь советуем заучить наши шпаргалки по блоку «Политика» — про Президента, Правительство, Государственную Думу и Совет Федерации
  3. Часто возникает путаница с тем, что находится в ведении Российской Федерации, а что — в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
  4. Практика показывает, что нужно обратить внимание на понятия «политический процесс», «представительная демократия» и «избирательная система». 
  5. Из блока «Право» западают эти темы: уголовные наказания, административные наказания и дисциплинарные взыскания.
  6. Стоит разобраться с функциями различных финансовых институтов, в первую очередь — с банковской системой, а также с экономическими процессами: безработицей, инфляцией и т. д. 

Конкретно в тестах советуем внимательно читать задание и искать «ловушки» — задания, где есть формулировки «всегда» или «только». 

Ещё одна причина, почему мы совершаем ошибки, — нам просто страшно. Да, ЕГЭ — это большой стресс, но это также хорошая возможность проверить себя. Вот ещё несколько причин, почему ЕГЭ — это классно. 

Задания с развёрнутым ответом

Спецификатор ЕГЭ по обществознанию говорит, что задания второй части — это сборная солянка из базовых дисциплин, которые формируют обществоведческий курс. Это значит, что для их решения вам нужно привлечь знания по философии, экономике, социологии и много всего другого. Звучит громоздко и сложно, а задания — так вообще мрак, если не разобраться с критериями. Вот для этого мы сегодня и собрались!

Для продуктивной подготовки сделали бесплатную подборку с пробниками по обществознанию — проверьте свой уровень и узнайте, какие задания встретятся на реальном ЕГЭ.

Задание 17

Задание довольно простое, и многие ошибки здесь только из-за невнимательности. Поэтому обязательно перепроверяйте ответ. 

На что обратить внимание:

  • Сколько вопросов вообще задали? В задании три вопроса, но в некоторых из них может требоваться сразу несколько ответов. Внимательно читайте задание: часто ученики ошибаются, просто не дописав часть ответа.

Сначала читайте задание, потом — текст. Так вы экономите время и силы и при чтении текста уже знаете, что нужно найти. 

💡 Лайфхак: часто в самом тексте используют такие же формулировки, что и в вопросах задания, поэтому ищем однокоренные слова.

В качестве ответа можно приводить как дословные цитаты, так и переформулированный текст. Главный критерий — основная мысль должна быть сохранена. Также выписывайте только те цитаты, где дается прямой ответ на вопрос.

Задание 18

В 18 задании две части. Разберёмся по порядку: 

Первая часть задания. Что требуется? Назвать три отличительных признака понятия. 

  • Отличительные признаки и обычные характеристики — разные вещи. Как легко понять, отличительный признак перед тобой или нет? Каждый раз, когда хотите написать признак в ответ к заданию, спросите себя: имеет ли эту же характеристику какое-то другое обществоведческое явление? Если да, то перед вами не отличительный признак, а просто характеристика.
  • Признаки формулируем на основании определений и информации из учебников федерального перечня — только оттуда!
  • Каждый признак, который написан “сверх” необходимых трех — это риск получить 0 баллов за первую часть задания. Пишите только то, в чём уверены. 

Вторая часть задания. Что требуется? Объяснить связь.

 Объяснение обязательно пишем с опорой на положения текста. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании. 

Частые ошибки в 18 задании: 

  • названы не отличительные признаки, а характеристики;
  • признаки придуманы учеником (а не взяты из учебников федерального перечня);
  • объяснение связи абстрактно и дано без опоры на текст.

Вот список понятий, на которые разработчики КИМов ЕГЭ по обществу советуют обратить внимание:

  • Блок «Человек и общество»Личность, деятельность, способности, мировоззрение, мышление, сознание, общество, социальный институт, наука, искусство, религия, средства массовой информации, массовая культура, элитарная культура.

Мы знаем, как за 117 минут изучить базу всех разделов. Только тсс! Это ведь тайна 80+ подготовки по обществознанию.

Задание 19

Пример может быть реальным или смоделированным. Отдельные слова и словосочетания как примеры не используем. Засчитываются только распространённые и развёрнутые ответы.

Пример — это всегда факт, явление, действие, случай, который можно локализовать во времени и в пространстве. Всегда лучше добавить конкретные имена героев, места, время, названия брендов, организаций.

Пример должен иметь причинно-следственную связь. Все действия героев здесь должны быть логически связаны с темой задания, а пример должен закончиться выводом: он логически подтвердит, что данный пример действительно иллюстрирует то, что просили проиллюстрировать в задании.

Покажите свой кругозор — используйте знания из других областей. В этом году эксперты намекнули, что такие примеры «ценятся» больше. 

Частые ошибки в 19 задании: 

  • в примерах нет конкретики или причинно-следственной связи;
  • если в задании есть привязка к РФ, то и в ответе она обязательно должна быть;
  • не дан ответ на сам вопрос задания, написаны только примеры.

Задание 20

Не путай суждения с примерами! Это задание широкое и более обобщённое, чем 19 задание. Старайтесь проанализировать ситуацию в целом — здесь не требуется моделирование ситуаций. 

Запомните: Пример — это конкретный случай, а суждение — расшифровка, объяснение явления, рассуждения.

Суждения состоят из тезиса (он указан в задании), довода или аргумента (основная часть — именно здесь нужно приводить свои мысли и объяснения) и вывода (как связаны тезис и рассуждения, какой итог).

Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений.Суждения должны быть разными. Если привести два близких по смыслу суждения, засчитают только одно.

Частые ошибки в 20 задании: 

  • написаны слишком абстрактные суждения, из-за чего связь с тезисом из задания очевидно не прослеживается;
  • в суждении утеряна логическая связь или отсутствует вывод;
  • несколько из приведенных суждений говорят об одном и том же — «суждения-близнецы».

Задание 21

Ответы пишите однозначно, только в одном значении (сокращение, увеличение). Не может быть вариативных ответов, вроде «в начале сократилось, потом увеличилось».

Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте. Например, если в тексте указан рынок легковых автомобилей, то и в ответе должен указываться рынок легковых автомобилей.

В ответе на второй вопрос указываем отдельно фактор и объяснение, иначе ответ не засчитают. Оформить можно так: неценовой фактор + пояснение, как он влияет на рынок. 

Частые ошибки в 21 задании: 

  • не указан отдельно фактор, который повлиял на спрос/предложение;
  • в пояснении нет связи с конкретным рынком, рассматриваемым в задании;
  • при ответе на второй вопрос перепутана информация с графика. Например, на графике спрос растет, а в ответе пишут про его снижение;
  • дан ответ только в отношении одной переменной в третьем вопросе. Спрашивают про изменение равновесной цены и спроса/предложения, а написано только про что-то одно.

Задание 22 

Пишем максимально полно. Просят написать форму правления — пишете «конституционная монархия», а не просто «монархия».

Важно — все элементы ответа должны быть пронумерованы и идти последовательно.

Если дополнительные элементы искажают смысл ответа, содержат неточности и ошибки, то баллы снимаются. Оценивают так: нет ошибок и неточностей — 2 балла; 1 неточность — на 1 балл ниже фактического; 2+ неточности — 0 баллов.

Частые ошибки в 22 задании: 

  • ответ написан частично: например, в ответе «республика» вместо «парламентская республика»;
  • большой объём текста, как следствие — ответы не на все вопросы;
  • неоднозначный ответ с использованием «или», например: «конституционная или абсолютная монархия» вместо «абсолютная монархия».

Задание 23

Есть две модели заданий: 

  • приводим три подтверждения какой-либо характеристики.
  • объясняем смысл какого-то подтверждения в трёх характеристиках.

Задание весит 6 баллов, и потерять хоть один из них будет очень обидно. Как заработать максимум? Тренироваться! А у нас как раз есть крутой тренажёр по Конституции и 23 заданию — здесь разбираем все тонкости и много практикуемся.

Как выполнять 23 задание? Лучше написать три правильных подтверждения, чем четыре наполовину правильных. Если в ответе четыре подтверждения, где три правильные, а четвёртое содержит неточности — по итогу выставляется 1 балл.

Если задание связано с характеристикой Российской Федерации, то и подтверждения должны быть с опорой на российскую действительность. Подтверждения, которые свойственны для других стран, не засчитываются.

Указывайте только те основания, которые закреплены в Конституции. Если такого положения в Конституции нет, то его не засчитают.

Принимаются только суждения, сформулированные как распространённые предложения.

Частые ошибки в 23 задании: 

  • ответ не опирается на российскую действительность (если в задании просят привести подтверждения какой-либо характеристике Российской Федерации);
  • ответы очень короткие и  написаны в виде нераспространенных предложений;
  • приведены дополнительные подтверждения с неточностями, при наличии правильных трёх.

Задание 24

Как написать план на максимум: 

  • Чтобы точно раскрыть тему, приводим шесть–семь пунктов.
  • План может быть по любой теме кодификатора. 
  • В первом пункте полноценное определение не даём, перечисляем признаки этого понятия в отдельном пункте с признаками.
  • «и др» и «и т. д.» — можно указывать! Но в критериях нигде не сказано, что без их указания снижается балл, и нигде не прописано, что написание «и др.» и «и т. д.» должно быть обязательным.

Частые ошибки в 24 задании: 

  • планы, в которых менее трех пунктов, два из которых детализированы, не засчитываются;
  • если в одном пункте смешаны разные классификации, то по К2 ставится 0 баллов.

Как делать не надо: 

1.Виды партий:

  а) правящая;

  б) массовая;

  в) оппозиционная;

  • не детализированы пункты или детализирован только 1 пункт;
  • приведены абстрактные формулировки пунктов «введение», «понятие…», «перспективы развития…», «будущее…», «заключение» и т.п. 
  • в плане приведены общие функции, которые свойственны большинству тем обществознания. Например, если у нас план по теме «политические партии», мы вместо обычной «социализации» пишем «политическая социализация».

Задание 25

Всего должно получиться шесть элементов ответа. Важно, чтобы они были четкими и ясными. 

Все три вопроса должны быть прописаны в отдельных пунктах!

Обоснование приводим минимум в трёх–четырёх предложениях. Это должен быть связный текст. Обоснование, состоящее из одного предложения (даже если оно на пол страницы), не засчитывается.

Примеры должны быть конкретными, развернутыми и содержать в себе причинно-следственную связь (как в 19 задании).

Второй и третий элемент ответа должны быть связаны между собой. Например, если во втором вопросе просят перечислить партии, а в третьем проиллюстрировать их функции, то партии в примерах должны быть те же самые. Если элементы не связаны, ответ не засчитывается.

Если задание основано на реалиях Российской Федерации, то страны  Z и Y не пишем, а приводим правдоподобные примеры на основе реалий России. Если в задании сказано про РФ, а в примерах этого не будет, то задание не засчитают.

Частые ошибки в 25 задании

  • все ответы выписаны одним текстом и не разделены на пункты;
  • элементы ответов не связаны друг с другом;
  • приведены примеры общего характера, без конкретики;
  • обоснование дано слишком коротко, в 1 предложении.

На курсах в Вебиуме можно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в дружной компании под присмотром классных наставников. Вы отработаете сложные темы, научитесь решать типовые задания и закрепите всю теорию на практике.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

10 захватывающих детективов для хорошего вечера
Интересный факт: у большинства людей детективный жанр ассоциируется с «Шерлоком Холмсом» А. K....
7 сложных тем и топ самых частых ошибок в ЕГЭ по обществознанию
На ЕГЭ самое обидное — потерять решающий балл. В статье назвали самые проблемные темы, подробно...
Сентябрь: День знаний, поиск баланса между учёбой и отдыхом, первые пробники
Первый месяц в школе прошёл. Наши герои реалити поделились впечатлениями о торжественной линейке на...
«Лень читать, лучше посмотрю»: 18 экранизаций произведений из школьной программы
Расширить кругозор, подготовиться к ЕГЭ по литературе и хорошо провести вечер в компании...
«Думал, на первом курсе меня возьмут в «Зенит» на стажировку к врачам. Но этого не произошло»: интервью с Марком Ламарком
Марк Ламарк, преподаватель биологии в Вебиуме, хотел стать спортивным врачом, поэтому выбрал...
Умнее Шерлока: 10 фильмов и сериалов про науку
Мир великих открытий чертовски притягателен. Если вы когда-либо представляли себя гениальным...

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных материалов про ЕГЭ, высшее образование и вузы и получите скидку на курсы Вебиума

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: