На ЕГЭ самое обидное — потерять решающий балл. В статье назвали самые проблемные темы, подробно разобрали структуру заданий второй части и отметили частые ошибки.
7 самых проблемных тем на ЕГЭ по обществознанию
Начнём с козырей — вот список тем, которые обычно даются труднее всего. Из-за них часто всплывают ошибки и в тестовой, и в письменной части.
- Принципы организации государственной власти в Российской Федерации. Если конкретно — «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»
- Функции различных ветвей власти в РФ — какие они и кто их выполняет. Здесь советуем заучить наши шпаргалки по блоку «Политика» — про Президента, Правительство, Государственную Думу и Совет Федерации.
- Часто возникает путаница с тем, что находится в ведении Российской Федерации, а что — в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Практика показывает, что нужно обратить внимание на понятия «политический процесс», «представительная демократия» и «избирательная система».
- Из блока «Право» западают эти темы: уголовные наказания, административные наказания и дисциплинарные взыскания.
- Стоит разобраться с функциями различных финансовых институтов, в первую очередь — с банковской системой, а также с экономическими процессами: безработицей, инфляцией и т. д.
Конкретно в тестах советуем внимательно читать задание и искать «ловушки» — задания, где есть формулировки «всегда» или «только».
Ещё одна причина, почему мы совершаем ошибки, — нам просто страшно. Да, ЕГЭ — это большой стресс, но это также хорошая возможность проверить себя. Вот ещё несколько причин, почему
ЕГЭ — это классно.
Задания с развёрнутым ответом
Спецификатор ЕГЭ по обществознанию говорит, что задания второй части — это сборная солянка из базовых дисциплин, которые формируют обществоведческий курс. Это значит, что для их решения вам нужно привлечь знания по философии, экономике, социологии и много всего другого. Звучит громоздко и сложно, а задания — так вообще мрак, если не разобраться с критериями. Вот для этого мы сегодня и собрались!
Задание 17
Задание довольно простое, и многие ошибки здесь только из-за невнимательности. Поэтому обязательно перепроверяйте ответ.
На что обратить внимание:
- Сколько вопросов вообще задали? В задании три вопроса, но в некоторых из них может требоваться сразу несколько ответов. Внимательно читайте задание: часто ученики ошибаются, просто не дописав часть ответа.
Сначала читайте задание, потом — текст. Так вы экономите время и силы и при чтении текста уже знаете, что нужно найти.
💡 Лайфхак: часто в самом тексте используют такие же формулировки, что и в вопросах задания, поэтому ищем однокоренные слова.
В качестве ответа можно приводить как дословные цитаты, так и переформулированный текст. Главный критерий — основная мысль должна быть сохранена. Также выписывайте только те цитаты, где дается прямой ответ на вопрос.
Задание 18
В 18 задании две части. Разберёмся по порядку:
Первая часть задания. Что требуется? Назвать три отличительных признака понятия.
- Отличительные признаки и обычные характеристики — разные вещи. Как легко понять, отличительный признак перед тобой или нет? Каждый раз, когда хотите написать признак в ответ к заданию, спросите себя: имеет ли эту же характеристику какое-то другое обществоведческое явление? Если да, то перед вами не отличительный признак, а просто характеристика.
- Признаки формулируем на основании определений и информации из учебников федерального перечня — только оттуда!
- Каждый признак, который написан “сверх” необходимых трех — это риск получить 0 баллов за первую часть задания. Пишите только то, в чём уверены.
Вторая часть задания. Что требуется? Объяснить связь.
Объяснение обязательно пишем с опорой на положения текста. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.
Частые ошибки в 18 задании:
- названы не отличительные признаки, а характеристики;
- признаки придуманы учеником (а не взяты из учебников федерального перечня);
- объяснение связи абстрактно и дано без опоры на текст.
Вот список понятий, на которые разработчики КИМов ЕГЭ по обществу советуют обратить внимание:
- Блок «Человек и общество»: Личность, деятельность, способности, мировоззрение, мышление, сознание, общество, социальный институт, наука, искусство, религия, средства массовой информации, массовая культура, элитарная культура.
- Блок «Экономика». Экономическая система, рыночная экономика, совершенная конкуренция, фирма (предприятие), Центральный банк Российской Федерации, деньги, общественные блага, документарная ценная бумага, заработная плата, государственный бюджет, налог, валовой внутренний продукт, безработный, инфляция.
- Блок «Социальные отношения». Социальные ценности, социальные нормы, социальная группа, молодежь как социальная группа, этническая общность, нация как этническая общность, семья, брак, конфликт, антисоциальное поведение.
- Блок «Политика». Политическая власть, политическая система общества, государство, форма государства, форма правления, политический режим, гражданское общество, политическая партия.
- Блок «Право». Правовая норма, правоотношение, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность, субъект права, право собственности, гражданство, альтернативная гражданская служба.
Задание 19
Пример может быть реальным или смоделированным. Отдельные слова и словосочетания как примеры не используем. Засчитываются только распространённые и развёрнутые ответы.
Пример — это всегда факт, явление, действие, случай, который можно локализовать во времени и в пространстве. Всегда лучше добавить конкретные имена героев, места, время, названия брендов, организаций.
Пример должен иметь причинно-следственную связь. Все действия героев здесь должны быть логически связаны с темой задания, а пример должен закончиться выводом: он логически подтвердит, что данный пример действительно иллюстрирует то, что просили проиллюстрировать в задании.
Покажите свой кругозор — используйте знания из других областей. В этом году эксперты намекнули, что такие примеры «ценятся» больше.
Частые ошибки в 19 задании:
- в примерах нет конкретики или причинно-следственной связи;
- если в задании есть привязка к РФ, то и в ответе она обязательно должна быть;
- не дан ответ на сам вопрос задания, написаны только примеры.
Задание 20
Не путай суждения с примерами! Это задание широкое и более обобщённое, чем 19 задание. Старайтесь проанализировать ситуацию в целом — здесь не требуется моделирование ситуаций.
Запомните: Пример — это конкретный случай, а суждение — расшифровка, объяснение явления, рассуждения.
Суждения состоят из тезиса (он указан в задании), довода или аргумента (основная часть — именно здесь нужно приводить свои мысли и объяснения) и вывода (как связаны тезис и рассуждения, какой итог).
Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений.Суждения должны быть разными. Если привести два близких по смыслу суждения, засчитают только одно.
Частые ошибки в 20 задании:
- написаны слишком абстрактные суждения, из-за чего связь с тезисом из задания очевидно не прослеживается;
- в суждении утеряна логическая связь или отсутствует вывод;
- несколько из приведенных суждений говорят об одном и том же — «суждения-близнецы».
Задание 21
Ответы пишите однозначно, только в одном значении (сокращение, увеличение). Не может быть вариативных ответов, вроде «в начале сократилось, потом увеличилось».
Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте. Например, если в тексте указан рынок легковых автомобилей, то и в ответе должен указываться рынок легковых автомобилей.
В ответе на второй вопрос указываем отдельно фактор и объяснение, иначе ответ не засчитают. Оформить можно так: неценовой фактор + пояснение, как он влияет на рынок.
Частые ошибки в 21 задании:
- не указан отдельно фактор, который повлиял на спрос/предложение;
- в пояснении нет связи с конкретным рынком, рассматриваемым в задании;
- при ответе на второй вопрос перепутана информация с графика. Например, на графике спрос растет, а в ответе пишут про его снижение;
- дан ответ только в отношении одной переменной в третьем вопросе. Спрашивают про изменение равновесной цены и спроса/предложения, а написано только про что-то одно.
Задание 22
Пишем максимально полно. Просят написать форму правления — пишете «конституционная монархия», а не просто «монархия».
Важно — все элементы ответа должны быть пронумерованы и идти последовательно.
Если дополнительные элементы искажают смысл ответа, содержат неточности и ошибки, то баллы снимаются. Оценивают так: нет ошибок и неточностей — 2 балла; 1 неточность — на 1 балл ниже фактического; 2+ неточности — 0 баллов.
Частые ошибки в 22 задании:
- ответ написан частично: например, в ответе «республика» вместо «парламентская республика»;
- большой объём текста, как следствие — ответы не на все вопросы;
- неоднозначный ответ с использованием «или», например: «конституционная или абсолютная монархия» вместо «абсолютная монархия».
Задание 23
Есть две модели заданий:
- приводим три подтверждения какой-либо характеристики.
- объясняем смысл какого-то подтверждения в трёх характеристиках.
Задание весит 6 баллов, и потерять хоть один из них будет очень обидно. Как заработать максимум? Тренироваться! А у нас как раз есть
крутой тренажёр по Конституции и 23 заданию — здесь разбираем все тонкости и много практикуемся.
Как выполнять 23 задание? Лучше написать три правильных подтверждения, чем четыре наполовину правильных. Если в ответе четыре подтверждения, где три правильные, а четвёртое содержит неточности — по итогу выставляется 1 балл.
Если задание связано с характеристикой Российской Федерации, то и подтверждения должны быть с опорой на российскую действительность. Подтверждения, которые свойственны для других стран, не засчитываются.
Указывайте только те основания, которые закреплены в Конституции. Если такого положения в Конституции нет, то его не засчитают.
Принимаются только суждения, сформулированные как распространённые предложения.
Частые ошибки в 23 задании:
- ответ не опирается на российскую действительность (если в задании просят привести подтверждения какой-либо характеристике Российской Федерации);
- ответы очень короткие и написаны в виде нераспространенных предложений;
- приведены дополнительные подтверждения с неточностями, при наличии правильных трёх.
Задание 24
Как написать план на максимум:
- Чтобы точно раскрыть тему, приводим шесть–семь пунктов.
- План может быть по любой теме кодификатора.
- В первом пункте полноценное определение не даём, перечисляем признаки этого понятия в отдельном пункте с признаками.
- «и др» и «и т. д.» — можно указывать! Но в критериях нигде не сказано, что без их указания снижается балл, и нигде не прописано, что написание «и др.» и «и т. д.» должно быть обязательным.
Частые ошибки в 24 задании:
- планы, в которых менее трех пунктов, два из которых детализированы, не засчитываются;
- если в одном пункте смешаны разные классификации, то по К2 ставится 0 баллов.
Как делать не надо:
1.Виды партий:
а) правящая;
б) массовая;
в) оппозиционная;
- не детализированы пункты или детализирован только 1 пункт;
- приведены абстрактные формулировки пунктов «введение», «понятие…», «перспективы развития…», «будущее…», «заключение» и т.п.
- в плане приведены общие функции, которые свойственны большинству тем обществознания. Например, если у нас план по теме «политические партии», мы вместо обычной «социализации» пишем «политическая социализация».
Задание 25
Всего должно получиться шесть элементов ответа. Важно, чтобы они были четкими и ясными.
Все три вопроса должны быть прописаны в отдельных пунктах!
Обоснование приводим минимум в трёх–четырёх предложениях. Это должен быть связный текст. Обоснование, состоящее из одного предложения (даже если оно на пол страницы), не засчитывается.
Примеры должны быть конкретными, развернутыми и содержать в себе причинно-следственную связь (как в 19 задании).
Второй и третий элемент ответа должны быть связаны между собой. Например, если во втором вопросе просят перечислить партии, а в третьем проиллюстрировать их функции, то партии в примерах должны быть те же самые. Если элементы не связаны, ответ не засчитывается.
Если задание основано на реалиях Российской Федерации, то страны Z и Y не пишем, а приводим правдоподобные примеры на основе реалий России. Если в задании сказано про РФ, а в примерах этого не будет, то задание не засчитают.
Частые
ошибки в 25 задании:
- все ответы выписаны одним текстом и не разделены на пункты;
- элементы ответов не связаны друг с другом;
- приведены примеры общего характера, без конкретики;
- обоснование дано слишком коротко, в 1 предложении.
На
курсах в Вебиуме можно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в дружной компании под присмотром классных наставников. Вы отработаете сложные темы, научитесь решать типовые задания и закрепите всю теорию на практике.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.