Болонская система, рейтинги и традиции: как ставят оценки в университете

Милана Соблирова
Автор Без Сменки

Школьники привыкли к пятибалльной системе оценивания, но когда они попадают в вуз, то сталкиваются с другими критериями оценки знаний — рейтингами и баллами. Что это такое, рассказываем в этой статье. 

Какие системы оценивания используются в российских вузах

Системы оценивания в университетах России, которые используются на данный момент, можно условно разделить на два вида — традиционные и балльно-рейтинговые.

Традиционная система оценивания в университете

Традиционная система оценивания в вузах России представляет собой пятибалльную шкалу, как и в школах (5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, далее — неудовлетворительно). 

В этой системе студенты уделяют больше внимания экзаменам или зачётам в конце семестра, а не всему процессу обучения. Именно за это традиционную систему активно критикуют последние двадцать лет. 

Кроме того к её недостаткам относят:

  • использование тестов на экзаменах и, как следствие, игнорирование навыков, которые невозможно измерить и оценить с их помощью;
  • упор на воспроизведение фактического материала, а не на применение полученных теоретических знаний;
  • малую информативность: в действительности, пятибалльная система отметок ограничивается четырьмя баллами (обычно учителя и преподаватели не ставят единицу), и уровень знаний студентов сильно обобщают. 

Также отмечают, что традиционная система не формирует у студента оценочной самостоятельности и затрудняет индивидуализацию обучения.

К плюсам традиционной пятибалльной системы можно отнести её удобство для первокурсников, только что покинувших стены школы. Им не придётся привыкать к новой шкале оценки и долго разбираться в ней.

Балльно-рейтинговая система оценивания в университете

Балльно-рейтинговая система отличается своей гибкостью. 

Предполагается, что студент работает в течение всего семестра, а не только готовится во время сессии. За его активность ему ставят баллы: их можно получить за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и написание контрольных. 

Также есть модульные недели — определённое время, когда преподаватель формирует на основе полученных баллов рейтинг студента в группе. От этого в дальнейшем зависит допуск на зачёт и экзамен: если баллов во время модулей было набрано недостаточно, студента могут не допустить до сессии; если студент активно работал в течение семестра и заработал достаточно баллов, он может претендовать на оценку «автоматом».

Балльно-рейтинговая система — наследство Болонской системы образования. Страны Европы приняли её в 1999 году, чтобы стандартизировать системы высшего образования своих вузов. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. 

Благодаря Болонской системе также:

  • были приняты системы научных степеней, которые сопоставимы между учебными заведениями. Это удобно, если, например, студент решит после бакалавриата поступить в магистратуру уже в другой вуз;
  • ввели приложение к диплому, где указаны все прослушанные студентом курсы;
  • внедрили кредитную систему баллов ECTS. С её помощью оценивается трудоёмкость каждой дисциплины. Это позволяет студентам переходить из одного вуза в другой, не теряя полученные оценки и часы, проведённые на парах;
  • выстроили системы обучения в вузах так, чтобы они были сопоставимы.

Рассмотрим Болонскую систему на примере ведущих российских вузов — МГУ, СПбГУ и ВШЭ и конкретных факультетов.

👩‍🏫 Система оценивания в МГУ

Исторический факультет МГУ ввёл балльно-рейтинговую систему в 2015 году. Система предполагает максимальную итоговую сумму баллов за год — 200 баллов.

Эта сумма складывается из следующих баллов:

  • 60 (30+30) за посещение и работу в семинаре;
  • 20 за написание рефератов и другие формы самостоятельной работы, которые определяет преподаватель;
  • 10 за оппонирование докладов;
  • 10/20 баллов за коллоквиум и тесты;
  • 45/60/70 баллов за доклад;
  • 10/20 баллов за обсуждение доклада (доклад обязательно должен быть сдан вовремя, иначе не попадает на обсуждение).

Зачёт ставится студенту, если он получает больше 120 баллов в сумме (обязательно не менее 45 баллов за доклад и не менее 10 баллов за коллоквиум). Промежуточные баллы за коллоквиум, тесты и доклад не допускаются. 

👉 Что такое коллоквиум 

На языке школьника, коллоквиум — это очень важная контрольная работа. Коллоквиум в вузе может проводиться как в устной, так и в письменной форме — на усмотрение преподавателя. На коллоквиум обычно надо готовиться по всему пройденному материалу с прошлого коллоквиума (и с начала учёбы, если речь о первом коллоквиуме за семестр). 

Коллоквиум — это как мини-зачёт до зачёта.
👉 Обсуждение доклада и оппонирование доклада

Доклад — это самостоятельное исследование студента по заданной теме с использованием существующих по ней источников и литературы. Доклад обязательно обсуждается на семинаре: студент, подготовивший его, должен защититься. Этот процесс крайне полезен, так студент приобретает опыт и навыки, которые потом может применить при защите курсовой и дипломной.

При оппонировании доклада студент выступает в качестве оппонента или докладчика. 

Задачи докладчика:

  • подготовить устное выступление, продумав логику рассказа, и выступить;
  • подготовить презентацию по заданной теме.

Задачи оппонента:

  • оценить выступление докладчика — высказать, что понравилось, а что не понравилось и почему;
  • аргументировать примером свою позицию относительно того, могут ли идеи докладчика применяться на практике;
  • подготовить вопросы слушателям и выстроить интересное обсуждение вопросов, затрагиваемых в докладе.

У докладчика лимит по времени в 10 минут. У оппонента 5–7 минут без учёта обсуждения вопросов. 

Затем докладчик и оппонент вместе должны подготовить письменный отчёт — до или после самого оппонирования (по усмотрению преподавателя).

Обычно каждый студент может выступить только один раз — либо в качестве докладчика, либо в качестве оппонента. 

👩‍🏫 Система оценивания в СПбГУ

СПбГУ перешёл на систему оценивания ECTS (Европейская система перевода и накопления баллов) в 2020 году. Как и Болонская система, она активно используется при переходе студентов между вузами на всей территории Европейского союза.

ECTS близка к пятибалльной системе оценок, это синтез балльно-рейтинговой и кредитно-рейтинговой систем.

Оценки по ECTS:

  • A — «Превосходно». Ставится студенту, освоившему теоретическое содержание курса без пробелов и получившему необходимые практические навыки;
  • B — «Отлично». 
  • C — «Хорошо».
  • D — «Удовлетворительно».
  • E — «Посредственно». Ставится студенту, чьё качество овладения материалом оценивается баллом, близким к минимальному.
  • Fx — «Условно неудовлетворительно». Ставится студенту с правом пересдачи. 
  • F — «Безусловно неудовлетворительно». Ставится студенту, не имеющему права на пересдачу. Преподаватель ставит студенту, когда считает, что дальнейшая учёба не приведёт к улучшениям. 

👩‍🏫 Система оценивания в ВШЭ

В ВШЭ приняты две формы оценки знаний — тесты и экзамены. Результаты проверки оцениваются по пятибалльной или десятибалльной шкалам, которые имеют соответствие шкале ECTS. Как учиться бесплатно в ВШЭ, даже если не проходишь по количеству мест, рассказали в нашей статье.

В таблице ниже приводится соотношение десятибалльной шкалы со шкалой ECTS.

Как выбрать вуз мечты, рассказали в этой статье. А если вы так и не сможете решить, в какой вуз и на какую специальность поступать, вы чувствуете себя потерянными, рассмотрите возможность устроить себе gap year.

Определившимся будущим абитуриентам советуем не бояться нового — на практике вы разберетесь и привыкнете к любой системе оценивания, как когда-то привыкли к школьным оценкам после цветных печатей с надписью «Молодец» в детском саду.

Вдохновитесь личными историями поступлений:

История одного поступления в ВШЭ на направление «коммуникативный дизайн» (без художественного образования!)

«Всегда хотела связать жизнь с искусством, поэтому отчислилась из ВШЭ и ушла в РГГУ на специальность мечты»: история Елизаветы

«Я думала, что буду программистом, но в ГУАП меня увлекли съёмки и режиссура»: история Софии

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как поступить в вуз, если истекли результаты ЕГЭ
Результаты ЕГЭ действительны четыре года. Если вы сдаёте экзамен в 2023 году, со своими баллами в 2027 году вы ещё сможете поступать, а в 2028 году —...
Как поступить в вуз, если истекли результаты ЕГЭ
Как сдать ЕГЭ по математике на 80+ баллов
Математика — обязательный для сдачи на ЕГЭ предмет, без которого не получишь аттестат. Это также один из самых сложных экзаменов для выпускников....
Как сдать ЕГЭ по математике на 80+ баллов
9 советов, которые помогут ребёнку сделать подготовку к экзаменам эффективнее
Чем ближе предстоящие экзамены, тем больший стресс испытывает ваш ребёнок. Не повышайте тревожность ребёнка, транслируя ему собственное состояние...
9 советов, которые помогут ребёнку сделать подготовку к экзаменам эффективнее
Московская олимпиада школьников по географии: как поступить в вуз на льготной основе
Ежегодно сотни ребят поступают на льготной основе на географические специальности вузов, опережая своих конкурентов. Обычно первая десятка...
Московская олимпиада школьников по географии: как поступить в вуз на льготной основе
6 причин помочь ребёнку развить творческие навыки
Разбираемся, почему дети любят творчество и как развитие креативных навыков влияет на ментальное здоровье.  Интеллектуальный рост Борьба...
6 причин помочь ребёнку развить творческие навыки
Этикет в школе: правила, которые хочется нарушать
Школьники часто не могут дождаться конца уроков — скорее хочется на свободу. О том, что их сдерживает и ограничивает — школьном этикете —...
Этикет в школе: правила, которые хочется нарушать

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.