Согласно теории привязанностей, люди устанавливают разные виды психологической связи с окружающими. И стиль привязанности напрямую влияет на характер отношений и успех взаимодействия. В детском возрасте стили привязанности проявляются в том, как родители и дети взаимодействуют между собой. Во взрослом — как люди выстраивают романтические отношения. Разбираемся, какие стили бывают у привязанности и как это влияет на общение с окружающими.
Привязанность — это эмоциональная связь и отношения, которые проявляются заботой по отношению к другому, двустороннему созданию комфорта и удовольствий. Истоки этой теории заложил Фрейд, но её основателем считают Джона Боулби, который описал привязанность как прочную психологическую связь.
Боулби разделял идеи Фрейда в части детского опыта: он тоже считал, что детство влияет на особенности взаимодействия с людьми в зрелом возрасте. Учёный пришёл к трём ключевым выводам о природе привязанности:
На сегодняшний день выделяют четыре типа привязанности. Некоторые из них приводят к деструктивным отношениям.
В детском возрасте надёжный тип привязанности проявляется так: дети заметно расстраиваются, когда родители уходят, и радуются, когда они возвращаются. А испугавшись они ищут утешения у родителя или воспитателя. Дети с надёжной привязанностью легко принимают контакт, инициированный родителем, и приветствуют его возвращение. Но в отсутствие родителя или воспитателя они могут быть в какой-то степени утешены другими близкими людьми.
Родители обычно больше играют с такими детьми и в целом более отзывчивы к своим детям, чем родители детей с ненадёжной привязанностью. Исследования показали, что такие дети проявляют больше эмпатии на более поздних этапах детства. Они вырастают менее агрессивными и более зрелыми, чем дети с тревожным или избегающим стилем привязанности.
Тревожные дети относятся к незнакомым людям с большой подозрительностью, сильно переживают при разлуке с родителем и при возвращении родителя не выглядят утешенными. Иногда они пассивно отвергают родителя, отказываясь от утешения, или открыто проявляет агрессию по отношению к родителю.
Американские психологи Кэссиди и Берлин через наблюдение обнаружили, что причина тревожного стиля связана с недостатком материнского внимания и тепла. В старшем возрасте нередко дети с таким типом привязанности становятся навязчивыми и зависимыми от окружения. Внешне такие люди кажутся холодными и отстраненными. Они часто не хотят сближаться с другими. И одновременно беспокоятся, что партнёр недостаточно отвечает взаимностью. Это приводит к разрыву отношений.
Когда родители отсутствуют, дети начинают избегать родителей. Они не отказываться от внимания со стороны родителей, но и не ищут утешения или контакта. Взрослым с таким типом привязанности трудно заводить близость, они не переживают во время отношений и не переживают, когда происходит разрыв. Им тяжело понять партнёра и оказать эмоциональную поддержку.
Дети с этим типом привязанности нестабильны в отношениях, они выглядят тревожными и не проявляют интереса к окружающим. Психолог предполагают, что так отражается непоследовательность в поведении родителей. Во взрослом возрасте такие люди часто создают созависимые отношения, а также склонны быстро вступать в отношения, не взвешивая ситуацию.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить Как стать увереннее в себе? Советы для подростков «Я точно заслужил?»: что такое синдром самозванца и как его преодолеть
Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных материалов про ЕГЭ, высшее образование и вузы и получите скидку на курсы Вебиума
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.