Как от строгости и приучения к труду в системе школьного образования в советский период пришли к безнаказанности и невозможности заставлять что-то делать ребенка, в современной школе. Почему так случилось? Что лучше для ребёнка? Попробуем ответить на эти вопросы, понимая, какую серьезную проблему могут создать и родителям, и обществу образованные, но невоспитанные подростки.
За последние 50 лет подходы в воспитании детей очень сильно изменились. Вызвано это тем, что в период существования советской школы, основанной на системных подходах выдающихся педагогов Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского, форматы воспитания в образовании были чётко выстроены. Выполнялась программа воспитательной работы, были обозначены конкретные направления, регламентирована организация всего процесса и педагоги опирались на чёткое понимание, как образовывать и воспитывать детей, начиная от дошкольного возраста и до старшей школы.
Ушинский подходил к воспитанию не как к естественному процессу, а как к системе, которая создавала нравственную, всесторонне развитую личность. Макаренко главным инструментом воспитания считал коллектив, причём ключевая роль в нём выделялась педагогу. Сухомлинский отмечал, что ребёнок — это уникальная личность, которой требуется внимание и участие, и не бывает бесталанных детей. Но вся построенная система несла неразрывно принципы как образования, так и воспитания.
Когда советская школа перестала существовать в том виде, в котором она успешно работала в течении шестидесяти лет, на смену советской идеологии стала приходить западная со свободой мыслей и действий. Воспитание не просто трансформировалось, оно очень быстро отошло на задний план, так как свобода мыслей не могла принять дисциплину, ограничивающую, по мнению создателей западной образовательной системы, права ребёнка. Система воспитательной работы стала быстро разрушаться и без обновления документов, регламентирующих работу с детьми.
Кроме того, с появлением и развитием цифровых технологий, общество в последние 20 лет получило доступ к любой информации: популярной психологии, методикам и советам различных новоявленных лидеров в социальных сетях. Рекомендации стали давать не профессиональные педагоги, а мамы-блогеры, которые зачастую не имели не только специального, но и обычного образования, но решили, что могут делиться с подписчиками своим опытом и своими находками в воспитании детей. И когда такое количество информации, в буквальном смысле, обрушилось на головы родителям, не понимающим на что нужно опираться, получился хаос. Здесь очень к месту приходится высказывание Дмитрия Ивановича Менделеева: «Обучение без воспитания — меч в руках сумасшедшего».
Нужно понимать, что основы воспитания формируются в семье. И если в собственной семье старшими не была выстроена система и не сформированы воспитательные ценности, то молодежь начала опираться на внешние ресурсы и мнения, изобилующие в интернете. Родители, отмечая участившиеся конфликтные ситуации с детьми, стали углубляться в темы воспитания самостоятельно. Этой ситуацией оперативно воспользовались психологи с совершенно разной базой знаний и начали активно транслировать мысли, что дети должны быть свободными и независимыми.
Взрослым, по новому подходу к общению с детьми, предлагалось не ограничивать эту свободу, что гарантировало становление из их ребенка самостоятельной личности. Казалось бы, все правильно, и все дружно по-другому взглянули на детей, наблюдая, как без рамок и ограничителей, начиная с младенчества, формируются их характер. На фоне этого, в помощь растерявшимся родителям и непослушным детям, пришло также и большое количество псевдо-специалистов, которые транслировали те ценности, которые были удобны именно в их практике. Здесь смешалось всё: официальная версия психологической науки и установки различных псевдо-течений.
Кроме того, в 2012 году в «Законе об образовании» слово воспитание на какое-то время было полностью исключено. Его убрали из официальных документов и специалисты образовательной отрасли перестали использовать воспитательные методики на практике. Профессионалы обучения и методологи говорили о воспитании исключительно в привязке к семье, оно не было связано ни со школой, ни с дошкольным образованием. В детском саду педагоги развивали детей, в школе — учили, а воспитательная работа стала чем-то второстепенным.
Сейчас мы видим, что бессистемный подход в воспитательной работе привел к смешению понятий и к различным перегибам. Дети, образованные и выученные, но никем невоспитанные, часто стали позволять себе выходить за рамки дозволенного, и не только учителя, но и сами родители перестали понимать, как выстраивать отношения со собственным ребенком. Итог оказался неутешительным: дети без воспитательной базы превратились в неуправляемые личности и стали заложниками дарованной свободы. Не получив ценностной опоры, не имея идеалов, перестали понимать, на что нужно ориентироваться и часто становились доступными мишенями для сомнительных лидеров мнения.
Сейчас наступило время, когда мы должны привести в порядок все знания и наработки прошлого, которыми располагаем, и из всего багажа знаний и опыта, понять, что для нас главное. Принимая во внимание современные условия и события, должна переосмыслить смену подходов на уровне формирования ценностей. Само время диктует, что мы должны не только развивать, учить, но и, в первую очередь, воспитывать детей.
И будет здорово, если начнут формироваться программы, обучаться специалисты, которые станут заниматься воспитательной работой на разных этапах развития ребенка, будут грамотно подсказывать, просвещать родителей, как это делать правильно. К сожалению, очень многие семинары, которые сейчас проводятся, не имеют под собой никакой научной основы. И здесь важно учесть и регламентировать все эти моменты.
Нужно больше просвещать родителей и давать информацию, которая основана на научных подходах, предлагать курсы дипломированных специалистов. Нужно на государственном уровне помогать развиваться сертифицированным психологам, специалистам по детскому развитию проявляться, поддерживать их, выстраивать программы, создавать центры, где педагоги и родители могут изучать этот вопрос совместно и понимать, как это делать эффективно и правильно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.