Дневник студентки с психологии НИУ ВШЭ: психологические эксперименты, антропология и онлайн-йога

Меня зовут Вера. Я учусь на 2 курсе на образовательной программе «Психология» в НИУ ВШЭ в Москве.

До того, как я поняла, что хочу стать психологом, я успела закончить театрально-художественный колледж, немного поработать иллюстратором и фотографом, и ещё немного — официанткой. В тот период я смотрела в окно кафе на здание Вышки напротив и осознавала, что могу гораздо больше. Мне очень хотелось заниматься тем, что я действительно люблю и что дало бы возможность реализовать мои способности. 

Прошлое из художки и сейчас часто создаёт у меня ощущение, что я застряла между двух миров — науки и искусства. Это как на тех метафоричных картинках с полушариями мозга, где одна половинка «математичная», а другая «творческая».

В 2020 году, после подготовки почти с нуля — со времени школы прошло 5 лет, и я всё забыла, — я сдала ЕГЭ. Русский на 100 баллов, биологию на 79 (это было обидно, ведь я её обожала и хорошо готовилась), а математику на 74.

Результат позволил поступить в ВШЭ на платное с максимальной скидкой. Я сразу знала, что хочу именно в Вышку. Теперь, как и другие платники, я постоянно чувствую давление из-за рейтингов: у нас по ним формируется скидка на обучение, а без скидки стоимость очень сильно возрастает. Но всё равно не жалею о своём решении.

Первые два курса идут без специализации, нас готовят к тому, что мы сможем выбрать любое направление в психологии. На первом курсе были история психологии, анатомия, математическая статистика (для меня это было испытание), практикумы по этике, ведению беседы, наблюдению. А ещё непрофильные предметы. 

В втором курсе мы изучаем когнитивную, экспериментальную, клиническую психологию. У нас идут практикумы по психодиагностике и оставшиеся непрофильные предметы.

Пар в неделю не очень много, обычно две–три в день. Многое оставлено на самостоятельное изучение. Первая пара начинается в 9:30.

Сейчас мы учимся онлайн, и я скучаю по аудиториям и живому общению.

На третьем курсе пойду на консультативный образовательный трек: там нас будут учить основам психологического консультирования. Я хочу стать психотерапевтом.

Здесь я хочу рассказать о том, как проходит моя учебная неделя.

17 ноября, среда

9:00 Я проснулась, чтобы успеть на пару. До нового года у нас дистанционка. Из плюсов: первая пара начинается в 9:30 и раньше 9 вставать не приходится. Я — сова, так что я довольна. Чтобы попасть на пару, нужно только проснуться, умыться, включить компьютер и войти в Zoom.

9:30 Первая пара. Сегодня день майноров. Майнор в Вышке — это непрофильная дисциплина, которая идёт на 2–3 курсе и занимает один день в неделю. Я выбрала антропологию. На мой взгляд, она здорово сочетается с психологией: даже если знания не пригодятся для решения практических задач, антропология для психолога — классный бэкграунд.

Сегодня была последняя в семестре лекция по физической антропологии. Это очень интересно —  про биологическую эволюцию человека, про наших предков. Лектор рассказывает немного сбивчиво, поэтому ребятам, не занимавшимся прицельно биологией до этого, трудно. Но я сдавала био при поступлении, для меня это не проблема.

10:50 Сегодня две пары, а между ними — большое окно. Семинар аж в 14:40. Так что я отдыхаю. Завтракаю, пью кофе, сижу в соцсетях, переписываюсь с друзьями.

Дома концентрироваться на учебе сложнее. Хочется уткнуться в телефон, сесть с неучебной книжкой, цапнуть что-нибудь вкусное на кухне, залипнуть в Youtube.

Вот и опять: я не спешу садиться за статьи по антропологии, которые надо прочитать к семинару (хотя и так отложила их на это окно, не прочла вчера), а растягиваю кофе, читая захватившую меня книжку в жанре Young Adult.

14:40 Дистанционный семинар по антропологии. Я всё-таки прочла статьи из ДЗ и включаюсь в дискуссию. Мы обсуждали агрессию и альтруизм у животных и человека. Вот, говорила же, — антропология и психология сильно пересекаются!

В Вышке очень приветствуется активная работа на семинарах. Тут я благодарю свою общительность: мне очень нравится говорить с преподавателями, отвечать на вопросы и задавать их.

16:00 На сегодня пар больше нет. День майноров — достаточно спокойный. Выходить сегодня уже никуда не нужно. Стоило бы прочитать часть статей из домашки, но мои эмоции очень сильно захватила книга, а завтра тоже свободный день. Поэтому я часок посижу над статьёй для работы, а потом позволю себе погрузиться в книжку и провести вечер с ней. Всё равно ведь не отпустит, пока не дочитаю.

18 ноября, четверг

11:00 Я проснулась. Сегодня нет пар: так сложилось, что сейчас в расписании окно по четвергам. Но нам с одногруппниками надо собраться, чтобы обсудить проект. Со мной в мини-группе два парня: один круто программирует, и мы с ним дополняем друг друга (для меня писать код для анализа данных — невыполнимая миссия!), а второй кидает в чат мемчики.

12:00 Мы условились на 12:00 и устроили созвон в Zoom. Втроем обсуждаем план психологического эксперимента. Времени на его организацию мало, а нам предстоит всё продумать, подробнее изучить теорию, провести сам эксперимент и проанализировать результаты. Немного страшно делать такое задание впервые, но на созвоне мы с ребятами веселимся и представляем, как будем вставлять картинки с попугаями в инструкцию для испытуемых.

14:30 Договорились, что я буду искать опросники для измерения эмоциональных состояний испытуемых. Нашла один достаточно быстро. На сегодня учёба закончилась, можно отдохнуть. Я сажусь читать книгу, параллельно думаю над вопросами для курсовой, но, честно говоря, сегодня больше отдыхаю. Пока есть такая возможность, а завтра все-таки будут пары.

19 ноября, пятница

10:30 Просыпаюсь на онлайн-пару. Сегодня у нас лекция по социологии и семинар по когнитивной психологии. На лекцию иду в обнимку с кофе.

11:10 На лекции рассказывают про интерпретацию визуальной информации с социологической позиции. Например, как оценивать социальное положение людей по фотографиям мест, где они живут. Это занимательно. На лекции со всего нашего потока 30 человек. 30 из 160. Видимо, не одна я сегодня сонная. Все будут смотреть в записи.

13:00 Семинар по когнитивной психологии. Мы очень подробно проходим зрительное восприятие информации и феномены этого восприятия: на примере зрительной системы проще всего изучать когнитивные законы. 

Обсуждаем стереограммы. Вся группа развлекается, скашивая глаза, чтобы увидеть в пестрых узорах объёмные картинки. Препод над нами посмеивается, говорит, что это «бесспорно самый полезный навык для исследователя» и параллельно рассказывает об особенностях бинокулярного зрения. Ох, не забыть бы все умные слова потом на контрольной.

15:30 Наша маленькая, но очень гордая мини-группа из трёх экспериментаторов запустила пилотный опросник через гугл-формы. Уповаем на то, что значимый эффект получится не только благодаря фоткам попугайчиков в анкете. Разослали родственникам и приятелям. Преподы шутят, что во всех студенческих исследованиях всегда надо делать поправку на выборку из родителей, братьев, сестёр и домашних животных.

17:00 Книжка кончилась, надо искать новую. Немного надоело сонное настроение, завтра планирую выйти из дома, и, если повезет, встретиться с кем-нибудь. А пока переписываюсь с подругами, смотрю Youtube и лениво читаю одну из учебных статей.

20 ноября, суббота

11:00 Я собиралась поехать на йогу. У нас в качестве «физкультуры» (она в Вышке странный предмет — вроде есть, а вроде нет) можно посещать разные секции в вузе, и вот на втором курсе я решила попробовать сходить на йогу. Хожу с начала сентября, очень нравится.

Сегодня поняла, что не успею до субботних пар: йога до 14:30, пара в 14:40, надо будет спешно переодеваться и искать место, где сесть с ноутом. Очень суетливо. Решила позаниматься онлайн.

13:30 Онлайн занятия йогой для меня что-то новенькое. Стараюсь повторять за тренером: она ведет занятие в зале и ставит синхронную запись, чтобы можно было подключаться онлайн. Повторять сложно, дома труднее сосредоточиться. Всё-таки в следующий раз снова поеду на очное занятие, даже если потом на пары придется бежать.

14:40 У нас сегодня подряд две пары, которые называются «развитие академических навыков». По сути, нам просто рассказывают, какие есть карьерные пути в науке, как устроено академическое сообщество в России и за рубежом, как публиковаться. Преподаватель ведет пару очень живо, но я слушаю не так уж внимательно: я хочу стать психотерапевтом, меня интересует карьера в практике, а не исследовательская работа.

17:50 Собираюсь на маникюр. Парни стучатся в чат про эксперимент, у нас не сходятся пилотные данные, но, если я буду отвлекаться на сломанный ноготь, — наука от этого явно потеряет ещё больше, чем если я схожу его починить. Простите, ребята.

18:30 Одной рукой печатаю ответы в чат про новые формулировки гипотез и стимульный материал, пока мастер кладет третий слой гель-лака на ноготь.

Вчера я скинула нашу экспериментальную анкету маме, она посмеялась и всё раскритиковала, хотя она не психолог. Родители 🙂

19:00 По пути домой зашла в магазин и решила прогуляться длинной дорогой по набережной. Встретиться сегодня ни с кем не получилось, на удивление лениво-сонная неделя. Затишье перед дедлайнами и чередой встреч! Вот всегда так бывает.

21 ноября, воскресенье

12:00 Я не знала, за какую из задач браться, но в результате села за проект по антропологии. Дедлайн по нему не самый близкий, но он меня больше всех интересовал.

14:00 Очень увлеклась чтением книги и статей про антропологию пола. Я сразу решила, что буду делать исследование про биологические и социальные критерии привлекательности. Думала, что просмотрю теоретический материал по диагонали, но зачиталась.

15:00 Составляю опросник. На этом предмете очень точных измерений и тщательно подобранной выборки от нас не просят: на майноре многие ребята с гуманитарных факультетов, их не учат статистике. Поэтому даю волю фантазии.

20:00 Я запустила опросник полчаса назад, сделав посты в соцсетях, и его тут же начали проходить многие люди. Не ожидала такого успеха! Смотрю, как пополняется табличка с данными.

21:00 Приноравливаюсь анализировать и визуализировать данные — пока в черновом варианте, просто смотрю, как это делается. Хорошо, что начала именно с проекта, где это не строго оценивают!

01:30 Пока читала комментарии и обратную связь  в проекте и изучала эксель — незаметно наступила ночь. Вот тебе и выходной. Но я рада, что так увлеклась проектом — думала, что растяну его, а в результате бОльшую часть сделала за один день! Не часто ловлю такое вдохновение. Потом себя поблагодарю.

Напоследок всё же отвлекаюсь на эксперимент и редактирую текст для него, который ребята скинули. Вообще-то дедлайн по эксперименту ближе дедлайна по антро… ой, ладно.

02:30 Иду спать.

22 ноября, понедельник

12:00 Снова просыпаюсь, как сова. Сегодня у нас одна лекция — по когнитивной психологии

14:40 Идёт лекция. Мы начали раздел «Внимание». Как и вся когнитивная психология — вроде интуитивно понятные вещи обсуждаем, а пересказать умными словами и точными терминами сложно.

17:30 Вышла погулять. Нам выставили оценки за один из практикумов, у меня 10. Настроение поднялось и потянуло на кулинарные эксперименты, так что куплю в магазине ингредиенты.

19:00 Только хотела разложиться с этим на кухне, как мне начал писать парень, с которым я уже как-то ходила на удачное свидание. Позвал опять. Кулинария отложилась — надо доделать статью по работе, прежде чем ехать на встречу!

23 ноября, вторник

12:30 Быстренько пробегаю глазами литературу к семинару по когнитивной психологии и социологии. Мозг так и норовит заснуть, но на этот раз я сама виновата, «сонную неделю» не обвинишь в том, что я пошла гулять поздно вечером…

13:00 Пара. Повторяем тему про зрительные иллюзии. Я сонная, но что-то ответить успела. Всё-таки хорошо, что я люблю болтать на семинарах — даже когда не очень шустро соображаю, нахожусь, что ответить.

14:40 Пара по социологии. А вот тут, признаюсь, моей бодрости не хватает: слушаю семинариста, и его занимательный рассказ меня убаюкивает. Вообще, социология специфичная, в ней много рассуждений, а у него такая приятная ровная речь, как музыка для медитации…

17:30 Сажусь анализировать данные опроса по антропологии. Получается сделать красивые диаграммы. Кажется, подтверждаются мои исследовательские гипотезы! Осталось собрать результаты в презентацию и отнести на последний семинар в этом полугодии.

18:00 Возвращаюсь к кулинарным экспериментам, которые прервала вчера. Сделаю торт и отпраздную удачный проект!

Дневник застал на редкость спокойные семь дней из моей жизни. Через неделю–две у нас будут отчеты по проектам, и все будет по-другому! Главное, чтобы меня не звали на свидания вечером перед экзаменами — очень сложно будет удержаться 🙂

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Вера Золотарева
Автор Без Сменки
Где вы учитесь?

Вам так же будет интересно

Три мифа о программистах
Если ты хочешь связать свою жизнь с программированием, тебе придётся иметь дело с людьми, которые...
Подборка исторических тестов и игр
Во время перерыва в подготовке к ЕГЭ давайте отдохнём с пользой и поиграем. 🙌 🟡 Тест из 60...
Как готовиться к ЕГЭ в 10 классе
Захотелость еще раз подсветить главные мысли с последней трансляции о подготовке к ЕГЭ с 10 класса....
Что выгоднее — подготовиться и пойти на бюджет или пойти на коммерцию?
Представим, что мы решаем экономическую задачу с таким условием: Саша планирует поступать в вуз,...
Почему сдавать ЕГЭ не страшно, а классно
Многие знают, что я сдавала семь экзаменов в формате ЕГЭ. Самое интересное, что мне было вовсе не...
Пять золотых НЕ для десятиклассника
Решила поделиться несколькими советами из личного опыта, что обязательно стоит сделать в 10 классе....

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных материалов про ЕГЭ, высшее образование и вузы и получите скидку на курсы Вебиума

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: