Современные подростки не выпускают смартфоны из рук: они сидят в соцсетях, играют онлайн, смотрят видео и даже школьные задания получают в мессенджерах — так оперативнее и не нужно записывать в тетрадь, которую легко потерять.
Но за подобной очевидной пользой скрываются и угрозы — не только здоровью, но и моральному состоянию. Как использовать смартфоны без вреда детскому организму — об этом поговорили с нашими экспертами — врачом ЛФК Нелли Ходыревой, психологом Ольгой Некрасовой и учителем русского языка и литературы Ниной Пушиной.
Когда мы заглядываем в смартфон, то наклоняем голову вперёд, тем самым нагружаем позвоночник сверх меры. В обычном положении, когда человек стоит прямо, вес его головы составляет от 4,5 до 5,5 кг. Однако при наклоне в 60 градусов нагрузка на позвонки увеличивается, как если бы голова весила 27 кг — это вес ребёнка восьми лет.
Когда голова наклонена вперёд, мышцы шеи сначала растягиваются, потом они сильно напрягаются. Например, если напряжена одна из мышц-разгибателей, которая идёт вдоль всего позвоночника, то натягиваются и соседние — квадратные мышцы спины. Из-за этого таз наклоняется вперёд и вываливается живот. В результате у ребёнка формируется утиная походка — попа торчит назад, живот висит и никак не втягивается.
Это эстетически некрасиво, к тому же создаётся неправильная нагрузка на коленные суставы, от этого они преждевременно истираются.
Ещё один признак нарушения тонуса мышц вдоль всего позвоночника — старческая походка. У детей нарушается амортизация стопы, поэтому они шаркают ногами. Либо топают, как слоны, поскольку им сложно ходить на носочках.
У девочек дополнительно в области 7-го шейного позвонка начинают развиваться горбики. Это ещё и нарушение эстетики девичьего тела.
Постоянный наклон головы вперёд ведёт к преждевременному старению организма: ребёнок ещё маленький, а мышцы уже не держат. К 18–20 годам мы видим яркие проявления шейного и поясничного остеохондроза. Ещё несколько лет назад это было характерно для людей пожилого возраста.
Если смартфон невозможно убрать из жизни ребёнка, врачи рекомендуют включать обе руки для равномерного распределения нагрузки. Например, держать правую в кармане и набирать SMS-сообщения левой. И много двигаться.
🗯 Нелли Ходырева, врач ЛФК ФГУП «Цито»: Для правильного развития ребёнка ему нужно бегать, прыгать вверх и вниз с ощущением свободного падения, крутиться по кругу на карусели, делать кувырки. Зимой хорошо скатываться с горки, как брёвнышко — для ребёнка это мягко и безопасно. Такие движения нужны для формирования и усиления мышечного корсета, тренировки мозжечка (он отвечает за координацию).
Например, игра в классики формирует координацию движения и глазо-двигательную реакцию: нужно научиться управлять мышцами руки, чтобы попасть в нужный квадратик. И затем ещё скакать попеременно на одной или двух ногах.
Во время прыганья на резиночке тренируются все мышцы тела, при этом активны память, внимание, мышление.
Разрешайте детям ползать и прыгать, валяться в снегу, бегать по лужам. Если ребёнок этонго не делает, какие-то мышцы перестают быть активными и становятся слабыми. Тогда их работу берут на себя другие мышцы, которые будут нести двойную нагрузку: и за себя, и за молчащие, неработающие мышцы. Очень быстро они устают, и у ребёнка появляются летучие боли: то колено болит, то поясница, то лопатку прихватило, то рука немеет.
Немецкие ученые в 2020 году опубликовали данные МРТ-исследований мозга людей, зависимых от смартфонов. Результаты показали, что зависимость от смартфона физически меняет форму и размер человеческого мозга и делает его похожим на мозг наркомана. В частности, это проявляется в снижении объёма серого вещества.
Психика детей пластична, поэтому у них зависимость от гаджетов развивается гораздо быстрее, чем у взрослых. В смартфоне у ребёнка комфортный онлайн мир, где нет школы и уроков, а родители не устанавливают правила и не учат жизни.
В виртуальном пространстве дети чувствуют себя сильными, ловкими, успешными. Они настолько привыкают общаться с помощью смартфонов, что им сложно выстраивать дружеские отношения, адекватно реагировать на конфликтные ситуации — реальный мир не работает по онлайн законам.
Психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: детям от 12 до 18 лет предложили на день исключить из своей жизни телефон, интернет, телевизор и радио. Они могли заниматься любыми делами: читать, рисовать, гулять, но делать это без гаджетов.
Из 68 участников только трое справились с заданием. Один подросток всё это время клеил модель парусника с перерывом на еду и прогулку с собакой, второй — систематизировал свои коллекции и пересаживал растения, третий —подробно описывал в дневнике своё состояние.
Почти все участники испытывали страх и беспокойство, у троих возникали суицидальные мысли. У половины наблюдались вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.
Как только дети прерывали эксперимент и начинали звонить друзьям, общаться в соцсетях, играть в видеоигры, все симптомы исчезали. Когда участники эксперимента анализировали своё состояние, большинство употребляли слова: «ломка», «синдром отмены», «доза», «слезть с иглы» — так говорят во время наркотической зависимости.
Понаблюдайте за своим ребёнком. Стоит обеспокоиться, если он:
Это может говорить о цифровой зависимости, над которой предстоит работать. Возможно, с психологом.
Писать от руки становится не актуально: зачем искать ручку с бумагой, когда смартфон всегда рядом, можно записать мысль в заметки.
Доктор психологических наук Университета Индианы Карин Джеймс провела исследование среди детей, которые не умели писать и читать. Участникам эксперименты показывали карточки с буквами и просили воспроизвести их любым способом: соединить точки на бумаге, нарисовать букву или набрать её на компьютере. У детей, которые писали от руки, наблюдалась повышенная активность в части мозга, отвечающей за чтение и письмо. При наборе на клавиатуре такой активности не происходило.
Чтобы мотивировать подростка больше писать от руки, придумывайте разные активности. Вот что можно сделать:
Смартфон — это не лекарство от плохого настроения и скуки. Ребёнок зависает в онлайне потому, что не знает, чем заняться в реальном мире. Здесь родителям важно стать проводниками и показывать пример. Ведь именно они, а не гаджеты учат быть ответственными и самостоятельными, вставать после падения и идти к поставленным целям.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.