Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку — это не то школьное сочинение, к которому мы привыкли. Здесь не нужны размышления, не нужно проявлять креативный подход. Только текст, написанный по критериям и шаблону. Их мы сейчас и разберём, а также дадим советы, как не провоцировать эксперта на снижение баллов.
А дальше уже можно переходить к структуре.
Вариант А. Пишем пару вступительных предложений, чтобы подвести читателя к проблеме.
Например:
Какова роль учителя в жизни человека? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте ….
Вариант Б. Сразу, без вступлений, формулируем проблему.
Например:
В предложенном для разбора тексте автор ставит проблему…
Автор СТАВИТ проблему. Не поднимает, не рассматривает, не рассуждает. Пишите так, и у вас получится избежать речевой ошибки.
Тема произведения — то, о чём в нём рассказывается.
Например, помните рассказ Тургенева «Муму»? О немом крепостном Герасиме, у которого было одно-единственное любимое существо — собачка Муму. Но когда барыня повелела утопить собачку, он не мог её ослушаться.
Так вот, тема рассказа — жизнь крепостных.
А что с проблемой?
Проблема — тот вопрос, который волнует автора. То противоречие, которое он хочет разрешить.
Например, проблема, которую ставит автор в «Муму», — жестокость и бесчеловечность крепостного права. Её можно сформулировать в виде вопроса (в отличие от темы). Например, «Почему существует крепостное право, которое даёт полную власть одному человеку над другим?»
Итак, если коротко, тема — то, о чём говорится в тексте. Проблема — вопрос, который автора волнует.
Дальше нужно рассказать о героях из текста, конкретной ситуации, в которой они находятся. Но после вступления сразу цитировать текст не стоит — будет логическая ошибка.
И после небольшого вступления подкрепляйте суждения цитатами из текста. Или можно пересказать фрагмент, указав номера предложений.
После цитаты обязательно проанализируйте приведённые цитаты. Расскажите, какую мысль вы хотели доказать или подчеркнуть этой цитатой.
Дальше приводим второй пример из текста. Но прежде используем микросвязку, чтобы не допустить логическую ошибку. Подойдёт такая:
Не только на это автор обращает внимание, но и на…
Затем следуем плану построения первого аргумента.
Дальше стоит показать, как примеры связаны друг с другом. Это можно сделать с помощью клише:
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что ….
Так вы доказываете выбор определённого типа связи.
Не стоит писать просто: «Оба примера дополняют друг друга».
Это неправильно с точки зрения речи, а также нет никакого объяснения, и вы теряете баллы.
Она может быть:
Обратите внимание на:
Чтобы описать позицию автора, можно пользоваться клише:
По мнению автора…
Автор считает, что…
Можно ли считать, что в тексте мы слышим только голос автора? Нет.
«Говорить» с нами в тексте могут также повествователь и рассказчик. Как их отличить?
Здесь вы можете согласиться с мнением автора. Например, через клише:
Я разделяю позицию автора и считаю, что …
А можете написать, что не согласны с ним:
Я не во всём разделяю позицию автора, так как …
Обязательно приведите аргументы, чтобы обосновать своё мнение. Позицию обычно подкрепляют:
Что нельзя делать в заключении:
Вместо этого обобщите то, что говорили раньше, и более чётко ответьте на проблемный вопрос.
Вы получите 0 баллов за работу, если:
Давайте посмотрим на критерии, по которым вашу работу будут оценивать.
Критерий | Объяснение | Максимальный балл |
К1 | Формулировка проблемы. (Основная цель — правильно передать смысл.) | 1
(Если проблему не засчитывают, то по К2, К3, К4 ставят 0 баллов) |
К2 | Комментарий | 6
(Должно быть 2 примера иллюстрации, связка, пояснения. Отсутствие чего-либо — минус балл) |
К3 | Авторская позиция | 1 |
К4 | Собственная позиция | 1 |
К5 | Логика | 2 |
К6 | Точность речи | 2
(2 балла при условии, что максимум в К10) |
К7 | Орфография | 3 |
К8 | Пунктуация | 3 |
К9 | Грамматика | 2 |
К10 | Речь | 2 |
К11 | Этика | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 |
Эта ошибка связана с проявлением речевой агрессии. Не выражайтесь грубо и категорично, и всё будет в порядке.
В одном предложении нельзя использовать несколько раз одинаковые слова. Ищите синонимы. Местоимение «она» замените на имя героини.
Например, верно писать «играть роль» и «иметь значение», никак иначе.
Чаще всего его можно опустить.
Будьте внимательны и не совершайте таких «обидных» ошибок.
Потренируетесь, плюс сможете правильно рассчитать время, которое вам понадобится, чтобы всё успеть на реальном экзамене.
Например, часто выпускники не успевают проверить работу, потому что много времени уходит на то, чтобы переписать текст из черновика в бланк. Проверьте заранее, хватит ли времени у вас.
P.S. Рекомендуем за 2-3 месяца до начала ЕГЭ писать все работы гелевой ручкой.
В свободном доступе можно найти сканы работ прошлых лет. Почитайте сочинения, которые получили максимальный балл. Изучите, какие приёмы вы можете перенять из этих текстов.
Сможете проще выражать мысли, а также находить аргументы для подтверждения собственной позиции.
На ЕГЭ по русскому языку чаще всего встречаются небольшие произведения. Возьмите в библиотеке сборник А. П. Чехова и на досуге поразмышляйте над проблематикой его рассказов.
Не помешает, например, выучить наизусть список паронимов и плеоназмов.
Помните, главное правило написания экзаменационного сочинения по русскому языку — это соблюдение общего плана и всех необходимых требований. Получить максимальный балл не сложно, если выпускник понял структуру и выучил схему построения работы.
Надеемся, что наши рекомендации вам обязательно помогут. Удачи!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.