Ира, преподаватель истории в «Вебиуме», учится в СПБГУ на бюджете на специальности «История». Изначально девушка хотела поступать на факультет переводоведения, однако она нашла себя в другом направлении. Как правильно выстроить подготовку к ЕГЭ и поступить в желаемый вуз, читайте в этом интервью.
На ЕГЭ я хотела сдавать общество и английский, чтобы поступить на факультет переводоведения. В 11 классе у меня не было глобальной цели, так как я не знала про существование специальности в сфере востоковедения (оно тогда не было популярно). Поэтому было принято решение искать «горшочек с золотом в языках».
Для поступления на перевод требовалась сдача экзамена по истории, поэтому я начала изучать её. Подготовка занимала всё свободное время, и в итоге я перестала заниматься английским, думая, что без проблем смогу сдать ЕГЭ по этому предмету.
В итоге на ЕГЭ по английскому я не пошла, потому что решила поступать на историческое направление.
Стресс в 11 классе был связан с двумя факторами:
К тому же я училась в физмате, и преподавательница истории настаивала на своём: сдать этот предмет на хороший балл невозможно. А поступить на бюджет тем более. Это было даже плюсом — захотелось ей доказать, что мне удастся достичь поставленной цели.
Я готовилась к истории и обществу онлайн. Практически в том же формате, в каком преподаю сейчас в Вебиуме, только чуть попроще.
Вставала в 7 утра, шла в школу, на уроках делала домашнее задание для курсов, приходила домой, учила, ложилась спать. Это был радикальный подход, но на тот момент знаком мне был только он.
Я выбрала онлайн-курсы, так как был большой плюс — не нужно тратить время на дорогу к репетиторам. Я очень не любила выбираться из дома лишний раз (особенно, когда темнеет в 16:00, и снег пытается тебя замести). Такой подход сэкономил много ресурсов. И я благодарна себе за этот выбор.
Если честно, я очень хотела поступить в Санкт-Петербург на бюджет и просто нашла университет, который считался классным. А ещё здесь обещали дать классическое историческое образования (звучало серьёзно).
У меня была чёткая установка, созданная школьными учителями. Вышка (Высшая школа экономики) — это для очень умных или для тех, у кого батюшка Кощей со златом. Я даже не рассматривала этот университет, казалось, что поступить туда на бюджет невозможно.
Сейчас я бы выбрала для поступления именно ВШЭ — полученные там знания актуальны для применения в будущей профессии. Поэтому всем, кто задаёт мне вопрос «Куда идти на истфак?», я отвечаю — в Вышку.
Экзамены сдавать достаточно легко: ты стоишь перед аудиторией, понимаешь, что уже ни на что повлиять не можешь, все знания у тебя в голове, а те, что не уместились, уже туда не засунуть. Поэтому тревожность отпускаешь.
Потом ты распаковываешь конверт с КИМом, тут становится чуть-чуть страшно. Листаешь бланки с заданиями до конца, понимаешь, что всё знакомо, потому что ты хорошо поработала в течение года. Пишешь, допускаешь ошибки в самых глупых заданиях (не нужно их сводить со счетов). Потом выходишь из аудитории, и накатывает какое-то чувство опустошения. Всё закончилось.
Телефоны, компьютеры, калькуляторы, динозавров я с собой не носила. А единственную шпору, которая понадобилась на экзамене, я оставила дома с мыслью «Да это всё равно не попадётся!» Но благодаря тому, что я её написала, информация в голове уложилась по полочкам, и я смогла вспомнить необходимый материал во время экзамена.
Самое сложное в период экзаменов — ожидание баллов. Ты постоянно думаешь «А не обновить ли сайт Чек-ЕГЭ в 53-й раз?». Начинаешь накручивать себя, что всё пропало, и сейчас тебе придут твои низкие баллы.
Первым пришли результаты ЕГЭ по обществознанию — это был результат, которого я ждала больше всего, поскольку усердно готовилась к этому предмету. Потом по русскому — результаты были интересны, потому что к экзамену я начала готовиться за две недели перед экзаменом (но у меня была хорошая база из школы).
История пришла последней, перед самым выпускным. Мне казалось, что не стоило ждать высоких баллов, хотя я решила абсолютно все задания. Однако результат оказался хорошим. Правда, была пара глупых ошибок, из-за которых я даже ходила на апелляцию.
В итоге я получила 96 баллов по каждому предмету, в сумме — 288.
Да, моих баллов хватало, поэтому я сильно не переживала. Мне позвонили с нескольких факультетов и сказали, что я прохожу на бюджет.
Я даже не рассматривала платное обучение, потому что в школе не работала, никаких накоплений не было, а брать деньги на обучение у кого-либо в мои планы не входило.
К идее о gap year (свободному году) я относилась достаточно спокойно, но его тоже брать не пришлось. Я до сих пор считаю, что если какой-то предмет не получилось сдать на нужный балл, нет ничего страшного, чтобы отдохнуть год и подготовиться получше. Главное — подойти к этому ответственно и не превратить этот год во время просмотра всех сериалов.
Примерно на втором году обучения я начала понимать, что моя специальность — не совсем актуальная для будущей карьеры. Эти мысли стали приходить в голову, когда я сама занялась проектированием образовательной программы. Однако я решила закончить вуз, так как это был мой второй заход в высшее образование (до этого я год училась в другом университете, а потом снова поступила на первый курс), и я понимала, что на третий раз меня может не хватить.
Истфак — это хорошая гуманитарная база, на которую сверху можно ставить кирпичики из других областей, и, вероятно, они даже не будут сильно шататься.
Я бы посоветовала себе меньше переживать по поводу экзаменов и побольше отдыхать. Хотя, с другой стороны, это привело меня туда, где я нахожусь сейчас, поэтому я предпочитаю не жалеть о изнурительной подготовке в 11 классе.
Будущим выпускникам я бы посоветовала:
Если тревожно — научитесь работать с этим. Тревога — самое прожорливое животное, аппетиты которого нужно уменьшать.
Чем раньше начинаешь готовиться, тем приятней будет этот процесс. Идеальный вариант — это 10 класс — не поздно, и не слишком рано.
Если ты уже в 11 классе, то нужно постараться не паниковать. Мне всегда помогает упражнение, когда задаешь себе два вопроса:
Особенно классно работает последний вопрос — понимаешь, что у твоего страха нет паучьих лап, пяти собачьих голов и какого-нибудь весомого основания. В 11 классе я это поняла только в мае, когда подготовка практически завершилась, поэтому год был очень тревожным. Но если понять, почему возникает тревожность, и подобрать хорошие упражнения, а не лечь, поджав лапки, то точно получится справиться с трудностями.
А еще стоит надеть латы и бороться со школьной установкой о знаниях ради оценок. Знания нужны, чтобы их применять, получать от них удовольствие и строить, в первую очередь, прекрасное будущее. Поэтому пора отказываться от изучения того, что вам не нравится.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.