Мотивировать ребёнка, поддержать его и помочь добиться большего — этого легче добиться, выбирая правильные слова. Рассказываем, как надо и не надо хвалить подростка, чтобы похвала принесла пользу, а не вред.
Хвалить за результат, в целом, естественно. Особенно, когда ребёнок маленький. Но с возрастом, чтобы добиться успеха в чём-то, ему нужно прикладывать больше усилий и времени.
Результат не приходит сам по себе, и важно, чтобы ребёнок это осознал. А также научился ценить процесс и чувствовал, что старания тоже важны и заслуживают уважения. Так ему будет легче набраться терпения, приложить усилия и прийти к успеху.
При неудачах ребёнок нуждается ещё в большей поддержке и внимании, чем при успехах. Шедевры не рождаются с первой попытки. Но даже если что-то не получается, всегда хочется, чтобы наши старания заметили. Потому важно при неудачах ребёнка правильно подобрать слова и быть искренним. В этом случае похвала придаст веры в себя и желание в следующий раз сделать лучше.
Упрёки и замечания обесценивают похвалу, могут демотивировать и даже обидеть. Поэтому, если есть за что хвалить, стоит это сделать, а критику оставить на потом.
«Умница, ты справилась лучше всех!» — это тип оценочной похвалы. Если её слишком много, подросток становится зависимым, начинает гнаться за успехом и намного сложнее переживает неудачи. Чтобы такого не случилось, лучше выражать похвалу разными формами.
Например, можно рассказать в деталях, что вам больше всего понравилось, обнять и поцеловать или поблагодарить за вклад в общее дело. Подросток оценит, если вы доверите ему важное дело или предложите заняться чем-то в его сфере интересов, где он добился успеха.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.