Лидером часто видно с детства: у таких ребят есть авторитет в классе, с ними все хотят дружить и общаться. А если ребёнок робкий и застенчивый, можно ли это изменить? Как вести себя родителям? На эти вопросы отвечает педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Исаева.
Лидер — человек, к которому прислушиваются. Он обладает способностью влиять на других людей, а его мнение всегда имеет вес.
Как правило, ребёнок с лидерскими качествами вырастает в уверенного взрослого. Он умеет найти подход к другим людям, что ценно, например, в рабочих задачах, когда есть большая команда. Он способен выйти из сложной ситуации, в которой другие теряются. Его не пугают новые обстоятельства.
Обратите внимание, как ребёнок ведёт себя в коллективе: на детской площадке, среди друзей, в секции.
👉 Предлагает новое занятие и игру или присоединяется к тому, что придумали другие? Если он проявляет инициативу, которую поддерживают остальные, — значит, имеет склонность вести за собой.
👉 На школьных мероприятиях, которые предполагают публичное выступление, он держится в стороне или стоит в центре, чувствует себя уверенно, ещё и принимает участие в организации и помогает взрослым? Второй вариант говорит о лидерской позиции.
👉 Ребёнок предпочитает слушать или сам любит рассказывать? Лидер, как правило, говорит громко и эмоционально. Он знает, как привлечь внимание, и даже незначительную историю может преподнести выразительно.
Это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и участия родителей. Вот несколько советов, которые помогут развить лидерские качества:
Один из важных и простых способов помочь ребёнку стать уверенным в себе — это поддерживать его начинания. Не стоит критиковать, обесценивать его интересы, указывать на ошибки, иначе в будущем ему будет сложно браться за новые дела. Потому что будет доминировать страх неудачи и столкновения с критикой.
Хорошо развивают самостоятельность дела по дому — определите зону и объём домашних обязанностей ребёнка. Ставьте перед ним посильные задачи на бытовом уровне, требующие волевых усилий (наведение порядка в своем шкафу, комнате, на рабочем столе, уборка игрушек), пусть у ребёнка будет своя зона ответственности.
Учите его самостоятельно выполнять поручения и «важные дела», ухаживать за домашними цветами или домашними питомцами, предоставляя достаточно времени для этого, обязательно отмечайте хорошее выполнение порученного дела.
Уважайте мнение ребёнка, интересуйтесь его жизнью и интересами. Обсуждайте с ним прочитанную книгу или интересный фильм, пусть он делится с вами своими впечатлениями. Так формируется навык выражать мысли и чувства, формулировать свое мнение, объяснять его. Даже в ситуациях, когда, как вам кажется, ребёнок не прав, сначала выслушайте, а потом мягко укажите, что в его рассуждениях вас смущает. Учите ребёнка слушать других. Так он будет лучше понимать своих сверстников и взрослых, сможет найти с ними общий язык и выстроить общение.
Хорошим подспорьем станут занятия по развитию речи, детский театр — место, где он сможет развивать артистичность и ораторские способности.
Когда ребёнок принимает решения, он чувствует, что контролирует свою жизнь. Пусть он учится этому постепенно, начиная с мелочей: что надеть, чем заняться в свободное время, на какое занятие пойти, как провести выходной. Приобщайте ребёнка к планированию семейных дел или организации досуга — давайте ему возможность выбирать между несколькими вариантами и объясняйте, какие могут быть последствия каждого выбора.
Ребёнок должен знать, что его мнение интересно и имеет значение, что родители не отмахиваются со словами «да что ты понимаешь», а готовы вести диалог. Это позволит ему развиваться и становиться увереннее.
Поощряйте участие в групповых занятиях и спортивных играх. Отличный вариант — работа с другими детьми над проектом, который связан с увлечениями ребёнка. Помогите ему разработать план работы и распределить задачи между участниками команды.
Когда что-то не получается и идёт не по плану — это нормально. Настоящие лидеры спокойно принимают неудачи, не сдаются и проявляют настойчивость. Поэтому важно дать ребёнку пройти через разочарование, поддержать его и позволить извлечь из ситуации урок. Это формирует психологическую гибкость и устойчивость.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.