«Кто мечтает быть пилотом, очень смелый видно тот…» И это правда! Профессия пилота сама по себе сложна как психологически, так и физически: сломанный режим дня, постоянный стресс и огромная ответственность. На что только не идут фанаты авиации, чтобы поступить на специальность мечты и жить небом. Про поступление на эту специальность как раз и пойдёт речь в этой статье!
Бредите самолётами и небом — отлично, что дальше? Главный пункт: трезво оцените свои возможности. Обратите внимание на своё здоровье и личные качества.
Потяните ли вы монотонную работу? Cамолёт большую часть времени летит на автопилоте, а пилот следит за приборами, которых уйма!
Справитесь со сложной учёбой?
Готовы ли бороться со стереотипами, потому что вы девушка?
Вот об этом и стоит задуматься в первую очередь.
В России есть два высших учреждения, которые готовят пилотов — Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИГА) и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА).
Нас интересуют два направления: ОЛР (организация лётной работы) (специалитет, 5 лет) и ЛЭГВС (лётная эксплуатация гражданских воздушных судов) (бакалавриат, 4 года). Различие между ними — время обучения и количество практики.
Чтобы поступить после 11 класса, нужно сдать ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку и получить заключения Врачебно-лётной экспертной комиссии (ВЛЭК) и Профотбора (ПО — профессиональный). Сдавать нормативы, как раньше, на надо.
Также на пилота можно отучиться в лётных училищах, только в них можно попасть после 11 класса. При поступлении смотрят не на твои баллы ЕГЭ, а на средний балл аттестата (спойлер: в основном проходят на бюджет с баллом 5.0). Единственное отличие поступления от вузов — это сдача физических нормативов, список есть на сайте училищ. Срок обучения 3 года.
Тут два решения: идти в вечернюю школу и подтягивать аттестат, чтобы попробовать пойти в училище, или получать целевое направление от авиакомпании.
Если говорить о целевом, то получить его не так уж и просто — в авиации жёсткие сокращения персонала, и квоты на целевиков тоже снижаются. В основном направления выдают в общем конкурсе: Аэрофлот, Россия, КрасАвиа, Азимут, Аврора. Некоторые авиакомпании берут на целевое только по прописке в определённом регионе.
💡 Следите за сайтами авиакомпаний и мониторьте сроки подачи документов — обычно набор идёт в мае–июне. Причём сроки могут быть сжатыми. Так, «Россия» в 2022 году дала только неделю на отправку документов.
Что касается самого отбора на целевое, вас ждёт:
Пробуйте — это лучше, чем вообще ничего не делать! Можете пропустить год, пересдать ЕГЭ и ещё раз пробовать поступить. Если дела плохи и с ЕГЭ, и с ВЛЭК, то рассмотрите обучение за границей.
ВЛЭК — это врачебный осмотр авиаперсонала — от действующих бортпроводников и пилотов до абитуриентов. Это первый и решающий этап, после которого станет ясно, светит вам карьера пилота или нет. Если не пройти комиссию, вы будете не годны к обучению на пилота.
ВЛЭК включает в себя осмотр шести врачей:
Также предстоит сдать разные анализы и предоставить справки — каждая медико-санитарная часть (МСЧ) определяет этот список по-разному. Готовьтесь побегать месяц по всяким диспансерам и поликлиникам, чтобы собрать только предварительный пакет документов для ВЛЭКа!
Нужно ли готовиться к ВЛЭК? Да!
Если у вас есть какое-то подтверждённое заболевание, откройте ФАП-437 и проверьте, нет ли его в списке. Обратите внимание, что вы проходите ВЛЭК по первой графе — отбор абитуриентов и студентов строже комиссии для уже работающих в сфере.
Допустим, у вас есть какое-то заболевание, которое препятствует поступлению, что делать? Идти к врачу в обычную поликлинику и узнавать, можно ли подлечиться и насколько всё серьёзно. Можно пройти предварительный ВЛЭК, где уже экспертные врачи скажут, пройдёте вы комиссию или нет. На этом ВЛЭКе в базу данных ваши анализы и диагнозы не занесут.
❗️ ВЛЭК придётся проходить каждый год. Если вы поступите, а через год комиссия найдёт у вас запрещённое заболевание, вас «спишут».
⚡️ Кого из врачей больше всего боятся абитуриенты? У каждого список разный — у кого-то это окулист, так как была коррекция зрения, у кого-то ЛОР, так как дела с вестибулярным аппаратом плохи… Совет один: поменьше стресса, иначе пульс у терапевта будет зашкаливать и вам поставят ещё тахикардию (а вам это явно не надо).
Можете поспрашивать у студентов и курсантов — они подскажут информацию по определённой МСЧ и расскажут про её врачей. И не пытайтесь никого обмануть на ВЛЭК о своих болезнях, так как на последующих комиссиях это с вероятностью 99% вскроется!
После ВЛЭК вас запишут на профотбор (ПО). Нужно будет пройти специальные тесты и побеседовать с психологом, который определит, годны вы к обучению или нет. Вот тут не волнуйтесь — ПО не надо бояться! Потренируйтесь на тренажёре с вопросами и изучите задания, которые могут попасться.
Что касается психолога: готовьтесь долго разговаривать о своей жизни и отвечать на вопросы, связанные с авиацией. Это не «пустая болтовня» — за каждый ответ вам ставят баллы, которые суммируются и определяют вашу категорию: годен в первую очередь, годен во вторую очередь, не годен. Делимся списком вопросов, которые задаёт психолог на профотборе.
Если у вас на теле безобидный самолётик или цветочек, то беспокоиться не стоит. Да, на это обязательно обратят внимание на комиссии, запишут в карту, но потом вы пройдёте психолога, который задаст вопросы про тату: почему вы сделали, что она означает. Заранее обдумайте ответ, и всё будет хорошо! При дальнейшем трудоустройстве главное условие — скрыть татуировку под одеждой.
Павел, учится в СПбГУ ГА на бюджете
Страхи были сначала перед ВЛЭК: я думал, что если не пройду, то буду искать запасной вариант — у меня было несколько вариантов кроме лётного. На комиссии один врач меня предупредил, что надо иметь хорошую вестибулярку, а я к этому был не очень подготовлен. Где-то неделю потренировался, покрутился — и всё прошёл.
Когда мы поступали с моим товарищем, по спискам улетали вниз. Мы не знали до самого конца, попадём или не попадём. Но в первую волну мы поступили! Кто-то ушёл на специалитет, кто-то в Ульяновск, поэтому мы с уверенностью в последний день отправили все документы и уже знали на 100%, что дело в шляпе.
Родион, учится в СПбГУ ГА на бюджете, целевик
Поступить на пилота было моей главной целью, я был готов отдать все силы на достижение своей мечты! В поступлении я не был уверен, но целенаправленно отбрасывал эти мысли.
Переживал и за ЕГЭ, и за ВЛЭК. Чтобы увеличить свои шансы на поступление, я начал искать авиакомпанию, у которой можно получить целевое — я её нашел («Россия») и сейчас мечтаю трудоустроиться к ним после выпуска.
ЕГЭ, к счастью, сдал даже на бОльший балл, чем планировал. В подготовке мне помогли онлайн-школы, особенно курсы Вебиума! ВЛЭК также хорошо прошёл, после чего с надеждой ждал приказа о зачислении.
Настя, поступает в СПбГУ ГА, но не на пилота, а на штурмана — не прошла ВЛЭК
Поступление на эту специальность было моей главной мечтой — я и отчислилась, и пересдала ЕГЭ. Когда собирала доки на ВЛЭК, у меня был страх, что не пройду, но по анализам и самочувствию всё было ок! Я даже сходила на отдельные приёмы в поликлинике, чтобы уточнить все вопросы по здоровью.
Я прошла всех врачей, кроме окулиста… Что ей не понравилось? Моя коррекция зрения. Оказывается, есть ограничения. Моя единица и прочие показатели её не волновали — не годен появилось в моём заключении. Да, я расстроилась и чуть не расплакалась в МСЧ, когда собиралась на выход.
Я решила попробовать обойти систему — сходить на консультацию в ЦВЛЭК или поступить за границу где-то через лет 15.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.