Получать образование в России можно на протяжении всей жизни. Это право человека по закону. В этой статье расскажем, как организовано непрерывное обучение и какие возможности есть у россиян для личностного и профессионального развития.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ выделяет:
Каждая из этих категорий имеет свои уровни или подвиды. Вместе они обеспечивают поэтапное развитие личности, начиная практически с момента рождения.
Организованный государством процесс воспитания и обучения доступен любому человеку, находящемуся на территории РФ, уже с двухмесячного возраста.
Посещение детского сада станет первым этапом получения образования в России — на уровне дошкольного развития. Этот период продолжается до достижения ребёнком 6,5–8 лет, когда он отправляется в школу.
На этапе обучения в 1–4 классах человек получает начальное общее образование. В это время ребёнок осваивает чтение, письмо, счёт, культуру поведения и речи, знакомится с основами теоретического мышления, самоконтроля, личной гигиены и здорового образа жизни.
С 5 по 9 класс школьник получает основное общее образование. Задача образовательной организации на этом этапе — познакомить ребёнка с основами наук, сформировать у него нравственные убеждения, эстетический вкус, здоровые привычки, выявить и поддержать склонности и интересы.
Обучаясь в 10–11 классах, школьник получит среднее общее образование, которое подготовит его к выбору и освоению профессии. Этап завершается выдачей аттестата, позволяющего продолжить учёбу в вузе. Почему аттестат — важный документ, — и что нужно, чтобы его получить, рассказали в нашей статье.
Все перечисленные периоды, начиная с дошкольного, образуют в российской системе уровень общего образования. Но если детский сад можно не посещать, — в этом случае родители сами занимаются развитием ребёнка, — то школьную программу освоить необходимо.
Начальное общее, основное общее и среднее общее являются обязательными уровнями образования. Нельзя поступить в 5 класс, не проучившись в 1–4 классах. В 10 класс или техникум не возьмут без аттестата за 9 класс. А в институт не примут без документа об окончании 11 класса.
То есть обязательное образование — это условие для перехода на новые уровни обучения. При этом неважно, учится ребёнок дома или в учебном заведении, закон допускает разные способы получения знаний: в школе и вне школы, в очной, очно-заочной, заочной форме, в ходе семейного и самообразования. Главное — освоить основную государственную программу.
После 9 класса необязательно отправляться в 10 класс, можно поступить в учебную организацию среднего уровня — техникум, колледж, училище или лицей (ссуз). Окончив такое заведение, учащийся получит среднее общее, как если бы он отучился в 10–11 классах, и среднее профессиональное образование. С ним уже можно приступать к трудовой деятельности в качестве квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена. Документ об окончании ссуза также позволяет продолжить обучение в вузе.
Получить среднее профессиональное образование можно и после 11 класса. Если не удалось поступить в вуз, обучение в техникуме или колледже позволит не прерывать учёбу и освоить полезную профессию. Как и в предыдущем случае, выпускнику ссуза ничто не мешает подать документы в высшее учебное заведение.
В вузы принимают на базе среднего общего образования, получаемого в 10–11 классах, а также в техникумах, колледжах, училищах и других ссузах.
Обучаясь в вузе, студент получает высшее образование. Предусмотрено несколько последовательных уровней профессиональной подготовки:
Бакалавриат предусмотрен в вузах, работающих по болонской (двухуровневой) системе. Срок обучения на этой базовой ступени составляет 3–4 года, после выпуска можно продолжить учёбу в магистратуре и стать специалистом узкого профиля.
Продолжительность магистерских программ составляет обычно два года. Они доступны только тем, у кого уже есть высшее образование любого уровня. То есть поступить в магистратуру сразу после школы или техникума нельзя. А вот выбрать для обучения на магистра другой вуз и даже новую специальность — можно.
Высшее образование по традиционной для России системе получают на специалитете — курсе подготовки профильных кадров. Если выпускники «болонских» вузов готовы к работе уже после бакалавриата, а в магистратуру поступают по желанию, то при учёбе по стандартной схеме диплом выдадут только после освоения единой пятилетней программы.
💬 В 2022 году Правительство РФ рассматривает варианты реформы высшего образования в связи с выходом страны из Болонского процесса. Однако полная отмена двухуровневой системы вряд ли возможна. Есть версии, что изменения коснутся объёма болонских программ в трудоёмких направлениях, например, в инженерии или медицине, — их сократят в пользу специалитета.
Выпускники с дипломами магистра и специалиста вправе продолжить образование в том же или другом вузе:
Это позволит иметь высшую квалификацию по выбранному направлению, получить статус учёного и педагога. Причём если в аспирантуру и адъюнктуру можно поступить и без профильного образования, то есть по новому для себя направлению, то в ординатуру принимают только медиков и фармацевтов, а в ассистентуру — только специалистов в области искусств.
Есть и более высокая ступень профессионального развития — докторантура, но этот уровень в российской системе образования не фигурирует, поскольку отнесён к научной сфере.
Развиваться в профессии можно и без повышения уровня, то есть не переходя, например, из колледжа в вуз или из магистратуры в аспирантуру. А чтобы освоить новую специальность, необязательно снова поступать в техникум или институт. Для карьерного развития без длительной подготовки предусмотрено дополнительное профессиональное образование.
Оно выполняется по двум типам программ:
Поступить на такие программы могут те, кто уже получил или ещё получают среднее профессиональное или высшее образование. Так, студент или выпускник юрфака может пройти семинар по банкротству предприятий и освоить новые полезные компетенции в своей профессии. А может отправиться на курсы по программированию и овладеть не связанными с юриспруденцией навыками, не переучиваясь при этом в другом вузе.
Дополнительное образование предусмотрено не только для карьерного, но и для творческого, нравственного, физического, интеллектуального развития. Есть два типа подобных программ:
Примерами реализации таких программ — курсы по компьютерной грамотности, изучению иностранных языков, спортивные и творческие школы, уроки шитья и т. п. мероприятия и заведения. Требований к уровню образования учащихся нет, кроме случаев, когда они обусловлены спецификой учёбы.
Ещё одно направление российской системы образования касается подготовки рабочих и служащих по определённому государством перечню профессий и должностей.
Предусмотрено три типа программ в зависимости от компетенций учащихся и целей обучения:
В отличие от дополнительного профессионального образования, в этом случае от учащихся не требуется, чтобы они были студентами ссузов или вузов либо имели дипломы таких учреждений.
Каждый из видов — общее, профессиональное, дополнительное, профобучение — предусматривает программы, стандарты и требования, создающие и реализующие их органы, а также участников процесса. Всё вместе это образует российскую систему образования, которая даёт возможность реализовывать себя в обществе на протяжении всей жизни.
Обязательный школьный этап гарантирует базовые знания, программы вузов и ссузов готовят к трудовой деятельности. Дополнительное образование и профобучение помогают адаптироваться к переменам, повышать свои компетенции для эффективной работы.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.