Как устроена система образования в России

Получать образование в России можно на протяжении всей жизни. Это право человека по закону. В этой статье расскажем, как организовано непрерывное обучение и какие возможности есть у россиян для личностного и профессионального развития.

Структура российской системы образования

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ выделяет:

  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.

Каждая из этих категорий имеет свои уровни или подвиды. Вместе они обеспечивают поэтапное развитие личности, начиная практически с момента рождения.

Общее образование в российской системе

Организованный государством процесс воспитания и обучения доступен любому человеку, находящемуся на территории РФ, уже с двухмесячного возраста. 

Посещение детского сада станет первым этапом получения образования в России — на уровне дошкольного развития. Этот период продолжается до достижения ребёнком 6,5–8 лет, когда он отправляется в школу.

На этапе обучения в 1–4 классах человек получает начальное общее образование. В это время ребёнок осваивает чтение, письмо, счёт, культуру поведения и речи, знакомится с основами теоретического мышления, самоконтроля, личной гигиены и здорового образа жизни. 

С 5 по 9 класс школьник получает основное общее образование. Задача образовательной организации на этом этапе — познакомить ребёнка с основами наук, сформировать у него нравственные убеждения, эстетический вкус, здоровые привычки, выявить и поддержать склонности и интересы.

Обучаясь в 10–11 классах, школьник получит среднее общее образование, которое подготовит его к выбору и освоению профессии. Этап завершается выдачей аттестата, позволяющего продолжить учёбу в вузе. Почему аттестат — важный документ, — и что нужно, чтобы его получить, рассказали в нашей статье.

Все перечисленные периоды, начиная с дошкольного, образуют в российской системе уровень общего образования. Но если детский сад можно не посещать, — в этом случае родители сами занимаются развитием ребёнка, — то школьную программу освоить необходимо. 

Начальное общее, основное общее и среднее общее являются обязательными уровнями образования. Нельзя поступить в 5 класс, не проучившись в 1–4 классах. В 10 класс или техникум не возьмут без аттестата за 9 класс. А в институт не примут без документа об окончании 11 класса.

То есть обязательное образование — это условие для перехода на новые уровни обучения. При этом неважно, учится ребёнок дома или в учебном заведении, закон допускает разные способы получения знаний: в школе и вне школы, в очной, очно-заочной, заочной форме, в ходе семейного и самообразования. Главное — освоить основную государственную программу.

В наших статьях рассказываем, как перейти на домашнее обучение и кому подойдёт экстернат.

Профессиональное образование в России

После 9 класса необязательно отправляться в 10 класс, можно поступить в учебную организацию среднего уровня — техникум, колледж, училище или лицей (ссуз). Окончив такое заведение, учащийся получит среднее общее, как если бы он отучился в 10–11 классах, и среднее профессиональное образование. С ним уже можно приступать к трудовой деятельности в качестве квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена. Документ об окончании ссуза также позволяет продолжить обучение в вузе.

Что лучше: 10 класс или колледж? Взвешиваем за и против в нашей статье.

Получить среднее профессиональное образование можно и после 11 класса. Если не удалось поступить в вуз, обучение в техникуме или колледже позволит не прерывать учёбу и освоить полезную профессию. Как и в предыдущем случае, выпускнику ссуза ничто не мешает подать документы в высшее учебное заведение.

В вузы принимают на базе среднего общего образования, получаемого в 10–11 классах, а также в техникумах, колледжах, училищах и других ссузах.

Подготовка к ЕГЭ в нескучной онлайн-школе Вебиум поможет поступить в университет с первого раза. Каждый третий студент Вебиума набирает на экзамене 80+ баллов.

Обучаясь в вузе, студент получает высшее образование. Предусмотрено несколько последовательных уровней профессиональной подготовки:

  • бакалавриат;
  • специалитет, магистратура;
  • аспирантура, ординатура, адъюнктура, ассистентура-стажировка — программы, направленные на подготовку кадров высшей квалификации.

Бакалавриат предусмотрен в вузах, работающих по болонской (двухуровневой) системе. Срок обучения на этой базовой ступени составляет 3–4 года, после выпуска можно продолжить учёбу в магистратуре и стать специалистом узкого профиля.

Продолжительность магистерских программ составляет обычно два года. Они доступны только тем, у кого уже есть высшее образование любого уровня. То есть поступить в магистратуру сразу после школы или техникума нельзя. А вот выбрать для обучения на магистра другой вуз и даже новую специальность — можно.

Высшее образование по традиционной для России системе получают на специалитете — курсе подготовки профильных кадров. Если выпускники «болонских» вузов готовы к работе уже после бакалавриата, а в магистратуру поступают по желанию, то при учёбе по стандартной схеме диплом выдадут только после освоения единой пятилетней программы.

В чём отличия бакалавриата от специалитета, разобрали в нашей статье.

💬 В 2022 году Правительство РФ рассматривает варианты реформы высшего образования в связи с выходом страны из Болонского процесса. Однако полная отмена двухуровневой системы вряд ли возможна. Есть версии, что изменения коснутся объёма болонских программ в трудоёмких направлениях, например, в инженерии или медицине, — их сократят в пользу специалитета.

Выпускники с дипломами магистра и специалиста вправе продолжить образование в том же или другом вузе:

  • в аспирантуре;
  • адъюнктуре (в военных вузах);
  • ординатуре (для медиков);
  • ассистентуре-стажировке (для творческих работников).

Это позволит иметь высшую квалификацию по выбранному направлению, получить статус учёного и педагога. Причём если в аспирантуру и адъюнктуру можно поступить и без профильного образования, то есть по новому для себя направлению, то в ординатуру принимают только медиков и фармацевтов, а в ассистентуру — только специалистов в области искусств.

Есть и более высокая ступень профессионального развития — докторантура, но этот уровень в российской системе образования не фигурирует, поскольку отнесён к научной сфере.

Дополнительное образование

Развиваться в профессии можно и без повышения уровня, то есть не переходя, например, из колледжа в вуз или из магистратуры в аспирантуру. А чтобы освоить новую специальность, необязательно снова поступать в техникум или институт. Для карьерного развития без длительной подготовки предусмотрено дополнительное профессиональное образование

Оно выполняется по двум типам программ:

  • Повышения квалификации, когда учащийся совершенствует навыки и получает знания, необходимые ему для работы по имеющейся специальности.
  • Профессиональной переподготовки, когда человек осваивает новый вид деятельности.

Поступить на такие программы могут те, кто уже получил или ещё получают среднее профессиональное или высшее образование. Так, студент или выпускник юрфака может пройти семинар по банкротству предприятий и освоить новые полезные компетенции в своей профессии. А может отправиться на курсы по программированию и овладеть не связанными с юриспруденцией навыками, не переучиваясь при этом в другом вузе.

Дополнительное образование предусмотрено не только для карьерного, но и для творческого, нравственного, физического, интеллектуального развития. Есть два типа подобных программ:

  • общеразвивающие — для детей и взрослых;
  • предпрофессиональные в сфере искусств, физкультуры и спорта — для детей.

Примерами реализации таких программ — курсы по компьютерной грамотности, изучению иностранных языков, спортивные и творческие школы, уроки шитья и т. п. мероприятия и заведения. Требований к уровню образования учащихся нет, кроме случаев, когда они обусловлены спецификой учёбы.

Профессиональное обучение

Ещё одно направление российской системы образования касается подготовки рабочих и служащих по определённому государством перечню профессий и должностей.

Предусмотрено три типа программ в зависимости от компетенций учащихся и целей обучения:

  • Профессиональной подготовки — для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
  • Переподготовки — для рабочих и служащих, которым необходимо получить новую профессию или должность.
  • Повышения квалификации — для рабочих и служащих, намеренных совершенствоваться в рамках имеющейся профессии или должности.

В отличие от дополнительного профессионального образования, в этом случае от учащихся не требуется, чтобы они были студентами ссузов или вузов либо имели дипломы таких учреждений.

Каждый из видов — общее, профессиональное, дополнительное, профобучение — предусматривает программы, стандарты и требования, создающие и реализующие их органы, а также участников процесса. Всё вместе это образует российскую систему образования, которая даёт возможность реализовывать себя в обществе на протяжении всей жизни.

Обязательный школьный этап гарантирует базовые знания, программы вузов и ссузов готовят к трудовой деятельности. Дополнительное образование и профобучение помогают адаптироваться к переменам, повышать свои компетенции для эффективной работы.

 

 

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

8 причин, зачем идти в колледж после 9 класса
В этой статье разбираемся, почему уйти в колледж после 9 класса — это логичное (и не страшное!) решение.  Раньше окунуться в студенческую жизнь...
8 причин, зачем идти в колледж после 9 класса
«Думал, на первом курсе меня возьмут в «Зенит» на стажировку к врачам. Но этого не произошло»: интервью с Марком Ламарком
Марк Ламарк, преподаватель биологии в Вебиуме, хотел стать спортивным врачом, поэтому выбрал университет ПСПбГМУ им. Павлова и отделение спортивной...
«Думал, на первом курсе меня возьмут в «Зенит» на стажировку к врачам. Но этого не произошло»: интервью с Марком Ламарком
Как составить сопроводительное письмо
Сегодня расскажем про сопроводительные письма и их ролью в поиске работы, ведь для крутого и целостного отклика одного резюме может быть...
Как составить сопроводительное письмо
«Хочу ломать стереотип, что колледжи только для тех, кто не может сдать ЕГЭ»: интервью с Альмирой
Альмира Ханафиева из Казани мечтала закончить 11 классов с золотой медалью, но после 9 класса ушла из школы и поступила в колледж на сестринское...
«Хочу ломать стереотип, что колледжи только для тех, кто не может сдать ЕГЭ»: интервью с Альмирой
Еда, творчество, массаж: семь способов отдохнуть за 5 минут
Разве возможно расслабиться за 5 минут, когда только и думаешь про учёбу и экзамены?! Удивительно, но восстановить силы даже за такое короткое время...
Еда, творчество, массаж: семь способов отдохнуть за 5 минут
Разбор демоверсии ОГЭ по истории 2024 года
ОГЭ по истории — один из самых сложных экзаменов в 9 классе, но это не повод опускать руки и готовиться к «двойке». В этой статье разбираем задания...
Разбор демоверсии ОГЭ по истории 2024 года

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.