Как запомнить огромное количество информации для ЕГЭ? Возможно ли выучить биологию, химию, литературу или физику за один год с нуля? Где находится память? Можно ли её натренировать?
Эти вопросы мучают не только выпускников, которым предстоит изучить горы учебников для ЕГЭ. Об удивительных возможностях человеческого мозга задумывались ещё в начале 19 века! Давайте перенесёмся в прошлое и узнаем, как работает память. А ещё обязательно выведем формулу идеального заучивания любой информации.
Этот человек первым задумался о механизмах работы мозга. Для исследования памяти немецкий психолог решил использовать карточки, на которых предварительно написал слоги. Важно, что слоги ни с чем не ассоциировались, а были случайным набором букв.
Эббингауз выделил некоторое время на заучивание карточек, а затем проверял, сколько информации осталось в голове через 5 минут, полчаса, час.
Так и появилась кривая забывания по Эббингаузу:
Вот что удалось выяснить учёному:
А теперь перенесёмся в 20 век и узнаем судьбу человека, благодаря которому весь мир стал понимать, где же память находится.
В детстве у Генри впервые произошёл приступ эпилепсии. Мальчика долго лечили доступными на тот момент лекарствами, но приступы становились всё чаще и сильнее. Тогда лечащий врач предположил, что причина припадков кроется в гиппокампе — парном органе головного мозга, напоминающем морского конька.
Генри провели операцию по удалению этой части мозга. После хирургического вмешательства эпилепсия не исчезла, однако её стало легче контролировать.
Но изменилось и ещё кое-что: Генри перестал запоминать новую информацию. В его мозге не задерживалось ничего более чем на 20–30 секунд. Да-да, теперь он мог смеяться всю жизнь над одной и той же шуткой, смотреть один и тот же фильм и разгадывать один и тот же кроссворд.
После этой экспериментальной операции учёные и врачи всего мира поняли, что определенные участки мозга имеют конкретные функции. Также стало понятно, где хранится информация и какая структура мозга отвечает за запоминание и хранение данных.
Генри прожил сложную, но долгую и счастливую жизнь. Он стал одним из самых известных пациентов в мире и навечно остался в памяти многих людей.
Эти учёные занимались продолжением работы Эббингауза. Именно они помогут нам узнать, как запомнить для ЕГЭ всю нужную информацию.
Если мы знаем, что информация быстро забывается после первого прочтения, то когда повторять материал? Сколько раз нужно повторить, чтобы запомнить навсегда? Когда приступать к изучению новой порции информации? Именно эти вопросы волновали учёных.
Опыты проводились все с теми же карточками со слогами. Только теперь учёные запоминали материал по частям.
И вот к каким выводам пришли Мюллер и Пильцикер:
После такого путешествия в прошлое можно самостоятельно отслеживать, как работает память. Например, создать собственный график повторения материала, основываясь на опытах учёных.
А еще можно использовать все полученные знания на практике и правильно запоминать информацию к ЕГЭ.
Вместе с Даниилом Дарвиным, преподавателем биологии в Вебиуме, мы объединили открытия учёных, психологов и врачей и вывели полезные советы, как взять от памяти по-максимуму при подготовке к ЕГЭ.
Если прочитать учебник или конспект один раз, то через 10 часов мозг будет помнить только 30% всей информации. Чтобы отправить информацию из кратковременной памяти в долговременную, нужно повторить прочитанное минимум два раза. Например, через несколько часов после знакомства с информацией и через день.
Чтобы одна информация не вытеснила из памяти другую, нужно делать перерывы и отдыхать. Отдых — это смена деятельности, с умственной активности на физическую. Например, после вебинара по математике отличным решением будет пойти прогуляться или сделать зарядку, а после работы над сочинением по литературе — порисовать.
А вот соцсети не подходят для отдыха. Тиктоки, посты и сторис в Инстаграм — тоже новая информация (хоть и развлекательная), которую анализирует наш мозг. Она вытесняет знания и не даёт полезному материалу остаться в долговременной памяти.
Однажды учёные наблюдали за импульсами мозга в момент запоминания информации. Оказалось, что во сне мозг самостоятельно запускает такие же волны, что и в момент запоминания — то есть усваивает информацию пока спит.
Механизм такой: человек заучивает информацию перед сном, ложится спать, а мозг всё ещё продолжает работать и повторять только что полученные данные. Он как компьютер отсеивает ненужную и систематизирует важную информацию, и всё это происходит бессознательно.
На утро материал воспроизводится заметно лучше, чем вечером. Но только в том случае, если сна было достаточно. Медики советуют подросткам спать по 8–10 часов в сутки.
Осмысленные слова и фразы остаются в памяти надолго. Чтобы запомнить сложные термины, огромное количество дат по истории для ЕГЭ, можно придумывать различные ассоциации. Так, больше нейронных связей в мозге будут отвечать за конкретную информацию, а значит и забыть её будет сложнее.
Например, чтобы не путать флоэму и ксилему и запомнить, в какой проводящей ткани растений находятся живые клетки, а в какой мертвые, можно использовать ассоциацию. Слово «флоэма» похоже на имя феи Флоры из мультика «Винкс» (она могла оживлять растения), а значит и клетки живые.
К ЕГЭ предстоит запомнить слишком много всего. Именно поэтому полезно разбить весь материал на части.
Мозг лучше запоминает начало и конец прочитанного. Соответственно, чем больше «начал и концов», тем больше информации в долговременной памяти. Учи материал маленькими порциями, по чуть-чуть.
Если наделить момент обучения какими-либо эмоциями, вероятность запоминания увеличится в несколько раз. Так, заучивание материала с друзьями может быть очень эффективным, если во время чтения паронимов ваш друг вспомнит смешную историю или вообще заплачет.
Теперь стало понятно, как работает человеческая память и где же она спрятана. Эти знания можно использовать при подготовке к ЕГЭ, чтобы запомнить всю гору информации для экзамена.
Вперёд к сотке!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.