Разбор заданий Дальнего Востока ЕГЭ 2023 по литературе

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Разберём Дальний Восток и пойдем на экзамен еще уверенней! В конце — pdf-файл со всеми заданиями Дальнего Востока из разбора ЕГЭ 2023 по литературе.

А если ты сдаёшь ЕГЭ в 2024 году, то поделись этой ссылкой с друзьями из 10 класса.

12.1. Почему сближение с Печориным приносит людям боль?

👯1. Любовь. Печорин не способен отказаться от эгоизма в любви. Он честно признаётся в журнале в том, что ничем не жертвовал ради любви. Метафора про сорванный цветок. Детали отношений: Мери, Бэла, Вера

👯2. Дружба. Для Печорина понятие дружба лишено смысла. Он убежден, что дружбы не существует, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». Герой эгоистично и цинично рассуждает о выгоде любых взаимоотношений: не хочет быть «рабом», а «повелевать», по его мнению, «труд утомительный».

👯3. Отношение к жизни. Григорий не ценит свою жизнь, ему нечего терять. Он хладнокровен к окружающим и «играет» их судьбами. Сталкивая людей, он развлекается, пытаясь развеять тоску и «бессильное отчаяние». Наблюдает за людьми и собой «с строгим любопытством, но без участия».

12.1. Чичиков и завет отца (нет точной формулировки)

🖊1. «Копи копейку». «Приобретение – вина всего». Суть бесчеловечной махинации Чичикова (обманывает не только государство, но и обирает сирот) 

🖊2. Нет возвышенных представлений о дружбе и о человеческой близости. Отец предлагал Чичикову заводить только правильные знакомства. Герой умеет подстраиваться под окружающих, чтобы заключать самые выгодные сделки. Пример разговора с помещиком: сентиментальному Манилову Чичиков врёт о причине покупки «мертвых душ» – женитьба. 

🖊3. «Больше всего угождай учителям и начальникам». Лживое угодничество Чичикова позволяет ему легко продвигаться по карьерной лестнице. Предыстория Чичикова – учитель и начальник таможни, обманутые героем восклицают: «Надул, сильно надул!»

12.3 Как черты народного героя воплотились в образе Василия Тёркина?

💥Василий Тёркин — собирательный образ «русского труженика-солдата», «обыкновенный» парень из Смоленской области, в котором каждый солдат может узнать себя, друга или близкого человека и не падать духом. В то же самое время, он содержит в себе черты фольклорного героя — почти сказочного неуязвимого персонажа, он неубиваем и силён, как былинный богатырь.

💥В нём сочетается лёгкое веселье и балагурство (потому что именно смех всегда давал людям силы пережить самые страшные события войны: «На войне одной минутки\\Не прожить без прибаутки») и мужественный героизм советского солдата: «В одиночку — грудью, телом\\Бьется Теркин, держит фронт».

💥 Важно упомянуть, что поэма написана простым языком, для обычных людей — чтобы вселять надежду и радовать солдат как на фронте, так и в мирной жизни. («Вот стихи, а все понятно, // Все на русском языке…»). Такой способ повествования позволяет рассматривать литературного героя как фронтового друга каждому человеку на войне.

12.2 Почему Марья Болконская и Наташа Ростова — идеальные героини Л.Н. Толстого?   

💡Во вступлении стоит отметить, что обе девушки относятся к “любимым” персонажам Толстого, т.к. они способны к изменениям и проходят трудный жизненный путь. Можно вспомнить такие цитаты автора, отражающие его позицию: “Люди как реки”, “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость”.

💡Наташа Ростова напрямую отвечает нравственным требованиям Толстого. Изначально дается следующий ее портрет: “Черномазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Среди искренних Ростовых Наташа выделяется эмоциональностью и открытостью.

Какими еще сценами подчеркивается “живость” героини? Например, сцена бала (“Она была на той высшей степени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош…”, Андрей замечает: “Что-то есть в ней свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее!”), сцена танцев “у дядюшки” после охоты: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха <…> эта графинюшка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?” 

💡Несмотря на экспрессивность, Наташа обладает большим чувством сострадания. Это проявилось в сцене, когда героиня требует отдать подводы, предназначенные для перевозки вещей Ростовых, раненым солдатам. Наташа способна испытывать искренние чувства. Это же сострадание воплотилось в помощи умирающему Болконскому.

💡Марья Болконская — самая религиозная героиня романа, отличающаяся глубиной суждений. Такой портрет дан в начале произведения: “Глаза голубые, глубокие, лучистые…”  

Основной конфликт, в котором участвует Марья, связан с ее отцом, который пренебрежительно относился к героине. Тем не менее Марья не обижается, а старается разобраться в проблеме, несмотря на все трудности. В этом терпении и проявлении безусловной любви проявляются христианские ценности, которые являются важными для автора 

“Не ищи ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй”, – так, например, заявляет Марья.  

💡Обе героини в итоге приходят к благополучной семейной жизни — этот аспект также важен Толстому. Марья Болконская живет в любви с мужем Николаем, как и Наташа с Пьером.

11. В каком произведении раскрывается любовь к родному краю? (Исходное стихотворение — Рубцов)

🧚‍♀️“Гой ты, Русь, моя родная…” С.Есенин 

ЛГ любит родину несмотря ни на что: “Я скажу: «Не надо рая, //Дайте родину мою». Любовь к родине раскрывается через природные образы.

🧚‍♀️“Россия” А.Блок

ЛГ говорит о неизведанном будущем России (образ руси-тройки в первой строфе), верит в светлое будущее. Он многократно повторяет недостатки России: “Россия, нищая Россия”, но любит ее вне зависимости от того, какая она. “И крест свой бережно несу…” — несмотря на то, сколько недостатков у родины, он ее любит и смиренно выполняет свой патриотический долг. Надежда на светлое будущее: “​​Когда блеснет в дали дорожной//Мгновенный взор из-под платка”

12.5 Что бы вы посоветовали актеру, который будет играть роль городничего из произведения “Ревизор”?

💭 Городничий самостоятельно поднимался по карьерной лестнице, большую часть жизни посвятил службе, поэтому важно, чтобы актер, играющий городничего, выявлял его непростой путь к должности, подчеркивал изменения, произошедшие с героем, с возрастом: “черты лица его грубы и жестки”.

💭 Городничий — “неглупый по-своему человек”, однако применяет свои способности он в отрицательном ключе — обманывает трех губернаторов, знает, какую и с кого получить взятку, и в то же время не понимает, почему жители города могут его не любить. Актеру необходимо показать хитрость персонажа, его способность беззастенчиво брать взятки и нарушать закон иными способами, добиваться, чего он хочет.

💭 Один из ярких эпизодов, в котором проявляется сущность Сквозник-Дмухановского, становится первая встреча героя с Хлестаковым в трактире. В этом фрагменте проявляется страх персонажа перед разоблачением его самого и незаконных дел, которые он безнаказанно совершает в городе. Статный городничий при появлении опасности меняется и раболепствует перед мнимым ревизором, герой не способен распознать ложь и сам додумывает за Хлестакова дальнейшее развитие их знакомства — это изменение в поведении необходимо отразить актеру.

12.2 Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева 

В творчестве поэта природа осмысляется философски. Природа для Тютчева – это не просто пейзаж, а целый “космос”, который содержит в себе тайну. Часто природа отвечает мотивам хаоса и загадки, предстает в движении. Также часто природа ставится Тютчевым на первую позицию в сравнении с человеком 

💡“С поляны коршун поднялся…” – природа противопоставляется человеку. Образ коршуна символизирует физическую и духовную свободу: “Всё выше, дале вьется он…” Человек же предстает ограниченным в возможностях: “А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..”  

💡“Певучесть есть в морских волнах…” – та же проблематика. Лирический герой говорит о том, что в природе есть гармония: “И стройный мусикийский шорох…” В природе всё подчинено одному верному “строю”, в то время как человек “разлад <…> с нею сознает”. Этот разлад кроется в “призрачной свободе”, которой обладает человек, свободой, которая лишь вносит раздор в его жизнь  

💡“Природа – сфинкс. И тем она верней…” – короткое стихотворение выражает отмеченный мотив загадочности природы. Невозможно до конца постигнуть ее сути, поэтому лирический герой иронично замечает, что, может быть, “загадки нет и не было у ней”: 

Природа — Сфинкс. И тем она верней 

Своим искусом губит человека, 

Что, может статься, никакой от века 

Загадки нет и не было у ней.

6. В каком еще произведении герои переживали душевный надлом. “Гроза” Островский (фрагмент с признанием Катерины)

⚡️ Раскольников, “Преступление и наказание”

Вспомнить психологизм, с помощью которого показывается сложность персонажа и многогранность его мыслей: идеологическое преступление заставляет Родиона окунуться во внутренний кризис. Сам по себе Родион – мрачный, мнительный, вспыльчивый, меланхоличный, угрюмый человек, однако при этом он добр (сон про забитую лошадь). После убийства Раскольников впадает в бредовое состояние и теряет ощущение времени (пейзажи Петербурга, которые подчёркивают болезненное состояние героя). Важно! Раскольников мечется: с одной стороны он хочет, чтобы преступление скорее раскрыли и избавили его от душевной муки, а с другой стороны боится, что его раскроют.

⚡️ Болконский, “Война и мир” 

Андрей Болконский на протяжении всей эпопеи проходит путь искания себя и своей личности. Его идеалом на момент начала событий является Наполеон. Герой хочет, подобно ему достичь славы и признания. По этой причине он идёт на войну 1805 г,  пытается найти «свой Тулон», который затмевает для него истину, образ Наполеона для него – образец для подражания, однако герой отказывается от него, поняв, что «маленький Наполеон», который рушит жизнь его семьи – это он сам. Крушение идеала и поиски нового — и есть его стремление выйти из кризиса.

⚡️ Мелехов, “Тихий Дон” 

Целеустремлённый, отважный казак Григорий попадает на войну. Увидя её ужасы, он начинает по-другому смотреть на жизнь (эпизод с убитым утёнком показывает, как Григорий тяжело переносит смерть любого существа, и как в дальнейшем его душа изменится на войне): фронт меняет его, делает его сердце жестоким, заставляет чувствовать себя одиноким, он «уморился душой».

Григорий не может определиться, на чьей стороне ему воевать, потому что его место не на войне, а на родном хуторе. Он пытается найти «правильный» путь. Первое убийство дается ему сложно, он понимает, что с ударом по австрийцу он убил и свою душу, он начинает осознавать ужас произошедшего («Муть свинцом налила темя»).

6. В каких ещё произведениях герои преодолевают трудности и обретают счастье любви?

🖤Сонечка и Раскольников. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Аспект: Сонечка, подобно Маше Мироновой, героически борется за жизнь Раскольникова. Маша просит у Екатерины 2 «милости, а не правосудия» и этим спасает возлюбленного. Сонечка спасает Раскольникова от моральной смерти: герой честно признается Мармеладовой: «я не старушонку убил, я себя убил». Любовь обоих героиня сильна, Маша Миронова остается верна Гриневу, даже несмотря на угрозы Швабрина (она отказывается быть его женой, принимая голодную смерть), а Сонечка отправляется Раскольниковым на каторгу, желая разделить его нелёгкую участь и спасти его душу.  У Д.: «их воскресила любовь», у П: счастливая жизнь Маши и Гринёва в браке. 

🖤Мастер и Маргарита, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Маргарита жертвует собой, чтобы спасти возлюбленного, как и Маша. Маша отправляется к Екатерине 2, просит освободить Гринёва, не боясь вызвать гнев императрицы. Маргарита переносит ужасную боль на балу Воланда, чтобы получить возможность загадать желание и освободить мастера и лечебницы. Обе героини в финале произведений объединяются со своими возлюбленными. Маша и Петр счастливы в браке, Маргарита и мастер получают долгожданный «покой»

🖤 Пьер и Наташа, «Война и мир» Л.Н. Толстой. Исторические события разделяют любящих друг друга героев. Пугачевское восстание разлучает Машу и Гринёва, война с Наполеоном – Наташу и Пьера. Показав в потоке истории свои лучшие качества, герои воссоединяются.  Маша Миронова отказалась быть женой предателя Швабрина, Гринёв отказался присягать Пугачёву. Наташа совершают альтруистический поступок – отдаёт плодоводы под раненых, а Пьер обретает истинный смысл жизни, пройдя через тяготы французского

🖤Обломов, Пшеницына. И.А. Гончаров «Обломов»

Для Агафьи Пшеницыной Обломов – особенный мужчина, она его очень любит: “полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую…” Агафья любит Обломова таким, какой он есть: она не требует от него изменений, героиня убеждена, что он достаточно хорош. Обломов же испытывает к Пшеницыной спокойное, нежное чувство: любовь к этой женщине напоминает ему жизнь в Обломовке, любимой деревне. Агафья же любит его действительно очень сильно: “Она так полно и много любила: любит Обломова, как любовника, как мужа, как барина…” Маша Миронова тоже сильно любит Гринева: она готова ради него одна ехать к государыне и просить за Гринева.

🖤Аркадий и Катя. «Отцы и дети» И.С. Тургенев 

Аркадий проводит много времени с Катей Локтевой, ему спокойно с ней, он чувствует себя с ней “как дома”. Они полностью понимают друг друга и разделяют интересы друг друга – Аркадий слушает о ее любви к музыке, чтении, стихам. Аркадий готов ради Кати “на все жертвы”, он любит ее “навек и безвозвратно” (эпизод, когда он просит ее руки). То же самое в “Капитанской дочке” – Гринев спасает Машу от Швабрина из Белогорской крепости, несмотря на опасность.

10.1. Почему лирический герой\автор называет свою поэзию медлительной? 

Н.М. Рубцов

Давай, Земля,

Немножко отдохнем

От важных дел,

От шумных путешествий!

Трава звенит!

Волна лениво плещет,

Зенит пылает

Солнечным огнем!

Там, за морями,

Полными задора,

Земля моя,

Я был нетерпелив,—

И после дива

Нашего простора

Я повидал

Немало разных див!

Но все равно

Как самый лучший жребий,

Я твой покой

Любил издалека,

И счастлив тем,

Что в чистом этом небе

Идут, идут,

Как мысли, облака…

И я клянусь

Любою клятвой мира,

Что буду славить

Эти небеса,

Когда моя

Медлительная лира

Легко свои поднимет паруса!

Вокруг любви моей

Непобедимой

К моим лугам,

Где травы я косил,

Вся жизнь моя

Вращается незримо,

Как ты. Земля,

Вокруг своей оси…

10.2. Как в данном стихотворении соотносится большая Земля и «малая» Родина? 

Это стихотворение Рубцова действительно очень “медлительно”: “И счастлив тем,\\Что в чистом этом небе\\Идут, идут,\\Как мысли, облака…”. Лирический герой продвигает идею гармонии и покоя, отдыха: “Давай, Земля,\\Немножко отдохнем\\От важных дел”. Лирический герой видел множество разных мест (“Я повидал\\Немало разных див!), однако в душе он всегда возвращается к родине: “Но все равно\\Как самый лучший жребий,\\Я твой покой\\Любил издалека”. Его жизнь, как Земля вокруг своей оси, вращается вокруг малой Родины (т.е. сосредоточена на ней, центр всей его жизни – родной край) – местечка, “где травы… косил” лирический герой, т.е. к которому он привязан духовно.

12. Образы-символы в поэме «Мцыри»

это образы, свойственные для романтической эстетики.

1. Барс. Противник Мцыри. Барс – дикое животное, которое раскрывает в образе главного героя его неутомимую волю к свободе. Близость к дикости барса подчеркивает в Мцыри его происхождение. Он – человек, рождённый в «диких» условиях – в «чудном мире тревог и битв». Бой с барсом – бой на равных (сравнение подчеркивает это: «обнявшись крепче двух друзей»)

2. Гроза. Гроза – это возможность сбежать, подчеркивает в герое его силу духа. Всю жизнь Мцыри думал о побеге, и эта мечта отличала его от служителей монастыря. Поэтому Лермонтов акцентирует внимание на том, что смирившиеся и не стремящиеся на волю монахи в страхе молятся у алтаря, а Мцыри бежит навстречу буре: «О, я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад!». Мцыри великан, неукротимый исполин: «руками молнии ловил».

3. Рыбка. Рыбка появляется в финале текста, в трагический для героя момент – когда он возвращается к монастырю – «тюрьме своей». Рыбка убаюкивает его колыбельной песней, заставляя героя смириться с поражением.

12.3 Лагерная жизнь в повести «один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына

📍Лагерь – своеобразный, отдельный мир. Там действуют особые законы, они жестокие, заключенные выживают, не живут. 

📍Произведение реалистическое как раз благодаря тому, что Шухов Иван Денисович, главный герой, знает о том, как выглядит лагерная жизнь – он сам отбывает срок. Все события в повести происходят за один день, потому что даже один день раскрывает лагерный быт: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”

— герои вынуждены работать на износ (эпизод, в котором герой радуется тому, как его бригаду не выгнали в Соцгородок тянуть проволоку на морозе)

— они получают несправедливые наказания, постоянно попадают в карцер (об этом тоже говорит Иван Денисович, когда радуется своему наказанию – мытью полов)

— самое страшное здесь – заболеть (что вполне возможное и частое событие исходя из условий), потому что никаких лекарств и помощи не дождешься

— счастье для заключенного – знакомая работа, отсутствие карцера и “шмона”.

5.1. В чем проявляется отношение Маши к Петру? 

💭 Марья, даже находясь в плену у Швабрина, не переставала думать о Гриневе, нашла способ написать ему письмо. Именно в Петре она видела спасение, персонаж стал для нее одним из немногих близких, на которых героиня могла положиться после смерти родителей: “У ней не было на свете ни одного родного человека”.

💭 Петру Маша смогла рассказать все, что происходило с ней в плену у Швабрина. Герои “не могли наговориться”, дочь капитана Миронова доверилась Гриневу, показала ему свои слезы, рассказала о страхах, вспомнила о прежних счастливых моментах. Перед Петром Марье не нужно было притворяться, она слушала его “просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок”. Доверие, которое оказывала героиня Гриневу, выделяет его из остальной массы людей.

5.2. В чем проявляется отношение Петра к Пугачёву?

💭 Важно обратить внимание на диалоги Гринева и Пугачева!

💭 Отношение Петра к Пугачеву неоднозначно. С одной стороны, главный герой понимает, что бунтовщик организовал кровопролитное восстание, из-за которого погибло множество людей: “Русский бунт — бессмысленный и беспощадный”, — хотя добрая насмешка героя на это и не указывает. С другой же стороны, Пугачев — тот, кто помог Гриневу спасти его возлюбленную из плена, тем самым показав, что является справедливым человеком, не терпит бесчинств и обмана. Это заставляет Петра увидеть многогранность в личности “разбойника”, стать благодарным за помощь.

12.2. Особенности лирики Фета о человеке и природе 

 💡Следует помнить, что Фет – поэт “чистого искусства”. Обращение к природе и восхищение ею – одно из проявлений поэтики данного течения мысли. В лирике Фета, поэта-импрессиониста, природа чаще всего отражает внутренний мир лирического героя 

💡“Я пришел к тебе с приветом…” – образный параллелизм характеризует лирического героя: он, как и природа, “пробуждается”. Весна “оживляет” лес (автор использует олицетворения) и душу лирического героя. Ему хочется любить и творить:  

Рассказать, что отовсюду 

На меня весельем веет, 

Что не знаю сам, что́ буду 

Петь — но только песня зреет. 

💡“Учись у них – у дуба, у березы…” – стихотворение уже на философскую тематику. Природа ставится в пример людям по стойкости и терпению, умению выносить невзгоды: “Они стоят, молчат; молчи и ты!” Фет оптимистичен, и поэтому в конце появляется мотив надежды, позволяющий отнести лирику к философской:  

Но верь весне. Ее промчится гений, 

Опять теплом и жизнию дыша. 

Для ясных дней, для новых откровений 

Переболит скорбящая душа.  

💡“Это утро, радость эта…” – стихотворение, по которому можно сразу определить Фета как поэта-импрессиониста. Природа здесь отражает желание лирического героя быть “повсюду” с приходом весны – в этом проявляется радостный пафос стихотворения. Анафора и повторы позволяют Фету обходиться без глаголов, создается впечатление, что лирический герой “касается” всей природы, она вдохновляет его.

Дальний_восток_Все_в_одном_документе_Вебиум_

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Чередующиеся корни
Думаете, что на ЕГЭ по русскому языку будут проблемы с чередующимися корнями? Тогда ловите шпаргалку, которая поможет вам разобраться в этой теме.
Пружинный маятник
Это груз, прикрепленный к пружине, массой которой можно пренебречь. Пока пружина не деформирована, то есть не пришла в движение, сила упругости на...
КАК БЫСТРО ПОДОБРАТЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО?
📌 Внимательно прочитай задание и необходимый фрагмент текста. 📌 Установи логическую связь между частями текста. А связи могут быть следующими: 🔸...
Лайфхаки для первой части ЕГЭ по математике
Ломаешь голову как же быстро и успешно справить на ЕГЭ по математике с первой частью? Тогда эти шпаргалки для тебя, в них приведены всевозможные...
Видоизменения корней
1️⃣ воздушные и дыхательные корни Такими штучками могут похвастаться орхидея и болотный кипарис, например. Вообще они часто развиваются у...
Избирательный процесс
Этот процесс чаще называют «избирательной кампанией». А теперь рассмотрим стадии (или же этапы)избирательного процесса:  1️⃣ Назначение даты...

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.