Правление и реформы Александра II

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881 гг.)

💥 ПРИЧИНЫ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II:

👉🏻 Крымская война. Война обнажила все недостатки российской армии, промышленности, медицины и общественного устройства в целом. Россия сильно отставала от ведущих держав.

👉🏻 Крестьянский вопрос находился в подвешенном состоянии. Дальнейшее промедление могло вылиться в масштабные крестьянские восстания по стране.

👉🏻 Отсталость промышленности. Хочется развивать экономику, но это невозможно без вольнонаёмного труда.

👉🏻 Рост общего недовольства общества. Формировались радикальные тайные кружки развивалась общественная мысль. Нужно было осуществить часть идей, на которые так надеялось общество, чтобы снизить градус напряжённости.

19 февраля 1861 – КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА — отмена крепостного права 🔥

Разговоры об отмене крепостного права Александр развел еще в самом начале своего правления

💥 Подготовка реформы:

1857 г. — создан Секретный комитет, который рассматривал прошлые проекты по решению крестьянского вопроса.

1857 г. — рескрипт Александра II генерал-губернатору B. Н. Назимову и генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

1858 г. — преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Начало открытого и гласного обсуждения вопросов отмены крепостного права.

1859 г. — создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами.

1860 г. – передача документов в Главный комитета, а потом – в Государственный совет для обсуждения.

19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста о проведении крестьянской реформы императором

 • Николай Милютин;

 • Ю.Ф. Самарин;

 • К.Д. Кавелин.

💥 В чем суть реформы?

👉🏻 Крестьяне получали ЛИЧНУЮ СВОБОДУ, за которую они не были обязаны платить выкупа.

👉🏻 Крестьяне получали ряд ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ:

— владеть имуществом;

— переходить в другое сословие;

— заниматься предпринимательством;

— отстаивать свои права в суде и др.

👉🏻 Крестьяне получали в свое распоряжение ЗЕМЛЮ (3 – 12 десятин – в зависимости от местности).

👉🏻 Крестьяне должны были ВЫКУПАТЬ ЗЕМЛЮ. 20% от суммы выплачивал крестьянин, а 80% — государство (такая вот ипотека на 49 лет под 6% годовых). Выплата задолженностей осуществлялась в виде ВЫКУПНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.

👉🏻 До полного выкупа своего участка крестьянин считался ВРЕМЕННООБЯЗАННЫМ.

👉🏻 Отношения между крестьянами и помещиками в ходе земельных сделок регулировались УСТАВНЫМИ ГРАМОТАМИ.

👉🏻Споры между крестьянами и помещиками решались МИРОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.

💥 Последствия реформы:

+ освобождение большой части населения из-под помещичьего гнета;

+ появление рынка рабочей силы и переход в новую эпоху;

— обеднение крестьян, для которых выкупные платежи были неподъемными;

— появление проблемы малоземелья среди большого количества «отпущенных на волю».

🔥 1864 г. – ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА

👉🏻 создание земских учреждений в губерниях и уездах;

👉🏻 Земские собрания — распорядительный орган, Земская управа — исполнительный орган

👉🏻 в земствах – представители всех сословий, НО преобладают дворяне;

• решение хозяйственных вопросов местного значения: строительство школ, больниц, дорог, помощь при неурожае и т. д.;

• отделение от административной власти;

• хозяйственно-финансовая самостоятельность;

— земствам было запрещено заниматься политическими вопросами, контроль деятельности центральной и местной властью;

— отсутствовал орган, который возглавлял бы работу всех земств (нет централизации).

— отсутствие собственных материальных средств

+ создание земств способствовало развитию экономики

+ развитие гражданского общества и личной инициативы

+ развитие образования, здравоохранения

+ формирование либеральной дворянской и буржуазной оппозиции

💥 1864 г. – СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.

• создание всесословного суда, формальное равенство всех сословий перед судом, единый суд для всех;

• гласность суда (открытость заседаний);

• появление адвокатуры (состязательность суда);

• появление мирового суда (для решения мелких споров);

• принцип несменяемости судей и независимости их от администрации;

• введение института присяжных заседателей.

💥 1870 г. – ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.

• создание городских дум и управ;

• во главе городских дум и управ — городской глава

• решение вопросов развития города: строительство школ, больниц, развитие благотворительности, торговли, промышленности;

• создание предпосылок для формирования гражданского общества.

💥 1874 г. – ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

• Дмитрий Милютин – военный министр; 

• введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов (для всех мужчин с 20 лет);

• срок службы зависит от образования (от 6 месяцев до 7 лет);

• введение новых воинских уставов;

• осуществление перевооружения армии;

• сокращение численности армии в мирное время, но поднятие её обороноспособности.

💥 1863 – 1865 гг. – РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.

• 1863 г. – создание нового университетского устава, который расширил автономию университетов;

• 1864 г. – начало открытия гимназий (классические — 8 лет, реальные — 7 лет);

• отмена предварительной цензуры (на стадии до печати).

Мы подготовили для вас шпаргалку к ЕГЭ по истории, в которой есть вся нужная информация по реформам Александра II:

  • финансовая реформа 1860–1864 гг;
  • земская реформа 1864 г.;
  • судебная реформа 1864 г.;
  • реформа образования 1864 г.;
  • городская реформа 1870 г.;
  • реформа цензуры 1865 г.;
  • военная реформа 1874 г.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Государственная Дума РФ
Главным представительным и законодательным органом в РФ является Федеральное Собрание РФ. Оно состоит из двух палат: верхняя — Совет Федерации и...
Как подготовиться к аудированию?
Так-так, признавайся, не любишь аудирование? Понимаю...🧐 Особенно когда на пробниках в школе включают хрипящую запись из старых колонок, а ты ещё...
Факторы производства и факторные доходы
Продолжаем наше знакомство с экономикой. Сегодня поговорим о факторах производства и факторных доходах. К факторам производства относятся...
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»
Постарайся выучить его черты, чтобы использовать их в аргументировании 9 и 17 сочинения ⭐️
Переход между различными агрегатными состояниями
❄️ В природе вещества встречаются в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. При одинаковых условиях (температуре и давлении)...
Гражданское общество и государство
Звучит сложновато, да? Вот определение попроще: гражданское общество — это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные...

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.