👉🏻 Крымская война. Война обнажила все недостатки российской армии, промышленности, медицины и общественного устройства в целом. Россия сильно отставала от ведущих держав.
👉🏻 Крестьянский вопрос находился в подвешенном состоянии. Дальнейшее промедление могло вылиться в масштабные крестьянские восстания по стране.
👉🏻 Отсталость промышленности. Хочется развивать экономику, но это невозможно без вольнонаёмного труда.
👉🏻 Рост общего недовольства общества. Формировались радикальные тайные кружки развивалась общественная мысль. Нужно было осуществить часть идей, на которые так надеялось общество, чтобы снизить градус напряжённости.
Разговоры об отмене крепостного права Александр развел еще в самом начале своего правления
💥 Подготовка реформы:
— 1857 г. — создан Секретный комитет, который рассматривал прошлые проекты по решению крестьянского вопроса.
— 1857 г. — рескрипт Александра II генерал-губернатору B. Н. Назимову и генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.
— 1858 г. — преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Начало открытого и гласного обсуждения вопросов отмены крепостного права.
— 1859 г. — создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами.
— 1860 г. – передача документов в Главный комитета, а потом – в Государственный совет для обсуждения.
— 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста о проведении крестьянской реформы императором
• Николай Милютин;
• Ю.Ф. Самарин;
• К.Д. Кавелин.
💥 В чем суть реформы?
👉🏻 Крестьяне получали ЛИЧНУЮ СВОБОДУ, за которую они не были обязаны платить выкупа.
👉🏻 Крестьяне получали ряд ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ:
— владеть имуществом;
— переходить в другое сословие;
— заниматься предпринимательством;
— отстаивать свои права в суде и др.
👉🏻 Крестьяне получали в свое распоряжение ЗЕМЛЮ (3 – 12 десятин – в зависимости от местности).
👉🏻 Крестьяне должны были ВЫКУПАТЬ ЗЕМЛЮ. 20% от суммы выплачивал крестьянин, а 80% — государство (такая вот ипотека на 49 лет под 6% годовых). Выплата задолженностей осуществлялась в виде ВЫКУПНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.
👉🏻 До полного выкупа своего участка крестьянин считался ВРЕМЕННООБЯЗАННЫМ.
👉🏻 Отношения между крестьянами и помещиками в ходе земельных сделок регулировались УСТАВНЫМИ ГРАМОТАМИ.
👉🏻Споры между крестьянами и помещиками решались МИРОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.
💥 Последствия реформы:
+ освобождение большой части населения из-под помещичьего гнета;
+ появление рынка рабочей силы и переход в новую эпоху;
— обеднение крестьян, для которых выкупные платежи были неподъемными;
— появление проблемы малоземелья среди большого количества «отпущенных на волю».
👉🏻 создание земских учреждений в губерниях и уездах;
👉🏻 Земские собрания — распорядительный орган, Земская управа — исполнительный орган
👉🏻 в земствах – представители всех сословий, НО преобладают дворяне;
• решение хозяйственных вопросов местного значения: строительство школ, больниц, дорог, помощь при неурожае и т. д.;
• отделение от административной власти;
• хозяйственно-финансовая самостоятельность;
— земствам было запрещено заниматься политическими вопросами, контроль деятельности центральной и местной властью;
— отсутствовал орган, который возглавлял бы работу всех земств (нет централизации).
— отсутствие собственных материальных средств
+ создание земств способствовало развитию экономики
+ развитие гражданского общества и личной инициативы
+ развитие образования, здравоохранения
+ формирование либеральной дворянской и буржуазной оппозиции
• создание всесословного суда, формальное равенство всех сословий перед судом, единый суд для всех;
• гласность суда (открытость заседаний);
• появление адвокатуры (состязательность суда);
• появление мирового суда (для решения мелких споров);
• принцип несменяемости судей и независимости их от администрации;
• введение института присяжных заседателей.
• создание городских дум и управ;
• во главе городских дум и управ — городской глава
• решение вопросов развития города: строительство школ, больниц, развитие благотворительности, торговли, промышленности;
• создание предпосылок для формирования гражданского общества.
• Дмитрий Милютин – военный министр;
• введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов (для всех мужчин с 20 лет);
• срок службы зависит от образования (от 6 месяцев до 7 лет);
• введение новых воинских уставов;
• осуществление перевооружения армии;
• сокращение численности армии в мирное время, но поднятие её обороноспособности.
• 1863 г. – создание нового университетского устава, который расширил автономию университетов;
• 1864 г. – начало открытия гимназий (классические — 8 лет, реальные — 7 лет);
• отмена предварительной цензуры (на стадии до печати).
Мы подготовили для вас шпаргалку к ЕГЭ по истории, в которой есть вся нужная информация по реформам Александра II:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.