Кто такой проводник? Человек, который предлагает чай в подстаканниках и будит за полчаса до остановки? Да, но обязанностей у них побольше. Мы поговорили с проводницей Ангелиной Кузнецовой о плюсах и минусах работы, а также о том, почему задерживаются поезда, как справляться с дебоширами в вагонах.
Я стала проводником случайно. Меня позвала подруга в отряд проводников, чтобы подработать летом, и так вышло, что я до сих пор в отряде, а она ушла.
Проводники делятся на кадровых проводников и студентов. Студенты оформляют договор на лето, кадровики оформляют трудовой договор на долгий срок. После лета студенты тоже могут стать кадровыми проводниками, если останутся работать и переоформят договор.
Есть несколько способов стать проводником:
Я попала в проводники через российские студенческие отряды (РСО). Это организация, через которую можно трудоустроиться на лето, в том числе и в РЖД.
Есть несколько основных направлений отрядов: педагоги, строители и проводники. В отрядах новичков курируют, помогают со сбором документов и прохождением медкомиссии.
Чтобы попасть в отряд проводников, нужно подходить по некоторым критериям:
Вот несколько шагов, как попасть на работу через отряд:
🧑✈️ Подать заявку на вступление в отряд.
🧑✈️ Пройти обучение. В каждом отряде его даты могут быть разные, в основном, это март–апрель. Занятия длятся два месяца, на них нужно ходить три раза в неделю.
🧑✈️ Пройти медицинскую комиссию, заказать форму проводника и получить вагонные ключи.
🧑✈️ Трудоустроиться от отряда.
🧑✈️ Пройти первый стажировочный рейс.
🧑✈️ Сдать экзамен.
Родители всегда меня поддерживали, но моя работа в РЖД их поначалу пугала. Они знали, что в поездах часто бывают неадекватные пассажиры.
Но меня поддержали ребята из моего отряда. Они объяснили, как проходит работа, сказали, что есть определённые скрипты поведения в конфликтных ситуациях и люди, которые защитят. Скрипты — это последовательность действий, которая поможет выйти из сложных ситуаций. Поэтому я спокойно пошла работать.
Больше всего в работе проводником мне нравятся отзывы пассажиров. Особенно хорошие отзывы. Обычно люди критикуют и высказывают негатив, а хорошие слова говорят редко. И когда люди выходят на конечной станции и отмечают, что со мной комфортно ездить, я думаю, что все старания были не зря.
Из минусов: мне не нравятся некоторые северные направления. Например, не люблю Новый Уренгой, потому что там даже в мае лежит снег и очень холодно по ночам. Приходится брать тёплую одежду, а большое количество вещей очень мешает. Фирменная одежда РЖД есть только у кадровых проводников, студентам её не выдают.
Смены зависят от рейсов, которые могут быть короткими и длинными.
На короткие рейсы, которые длятся два дня, могут поставить работать в одиночку, некоторые проводники называют это «сотка», некоторые — «единица». В таких рейсах всё время поездки в вагоне работает один проводник.
На многодневных рейсах по пять–десять дней часто ставят три проводника на два вагона. Но самый комфортный график — два проводника на вагон. В этом случае мы делим день пополам: 12 часов через 12. Это очень комфортно, потому что мы успеваем хорошо выспаться и работаем не так уж и долго.
👉 Подъём. Принимаем смену, спрашиваем детали у напарника, как всё прошло, какие новости.
👉 Уборка. Проводим сухую и влажную уборку. Каждый час заходим в туалеты, там по чек-листу проверяем и расписываемся под каждым часом. Следим за всеми расходниками, если что-то закончилось — докладываем, чтобы пассажирам было комфортно.
👉 Приём пищи. Проводникам важно не забыть поесть на рейсе. Бывает, что за смену можно только один раз присесть попить чай, а потом снова произойдёт происшествие, которое требует твоих действий. Нужно помнить и распределять время таким образом, чтобы успеть приготовить еду в микроволновке.
Рейсы мы выбирать можем, но чаще всего нас ставят туда, где не хватает людей. Например, мы выбрали поехать в Воркуту через три дня, а на рейс в Адлер люди нужны уже завтра.
В дневное время мы показываем из вагонов флажки. Они нужны для того, чтобы дать сигналы машинисту при отправке поезда:
🔴 красный — задержать поезд, например, если не все пассажиры успели сесть;
🟡 жёлтый — ехать можно.
В ночное время такие сигналы подаёт фонарь с белым или красным светом.
Чтобы справляться со сложными ситуациями, нужно развивать реакцию. Работа с людьми обязывает быстро реагировать, потому что мы должны заботиться о комфорте каждого.
Например, на рейсах часто бывают дебоширы. Чтобы снять такого пассажира с рейса, нужно сообщить начальнику поезда, что этот человек приносит дискомфорт окружающим. Затем приходит либо начальник поезда, либо сотрудники транспортной безопасности и разбираются с пассажиром.
О любой ситуации нужно сообщать начальнику поезда, потому что весь рейс под его контролем. Он имеет полномочия связаться с полицией или подстанцией, и именно он подписывает все необходимые документы, чтобы снять пассажира с рейса.
💙 Читайте другие наши статьи:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.