«Олимпиада по литературе — это про умение выкрутиться»: интервью с Аней о Всеросе по литературе

Дарья Храпова
Редактор Без Сменки

В этой статье — история Ани, которая готовилась ко Всеросссийской олимпиаде школьников (Всеросу) по литературе и победила в ней не один, а два раза. По её результатам девушка поступила на факультет журналистики МГУ без вступительных испытаний.

Аня Гордеева, студентка МГУ

– Как так вышло, что ты выиграла Всерос два раза? 

– Мне кажется, это была чистая удача. Не на сто процентов, но доля везения здесь есть. Небольшая предыстория: в 9 классе я прошла на Всерос по литературе, но из-за того, что тогда был ковид, заключительный этап отменили, и я автоматически прошла на олимпиаду в 10 классе. В 10 классе я уже выиграла Всерос и опять получила автопроход в 11 классе. В 11 классе я тоже взяла первое место. Иногда шучу, что если бы не ковид, то я выиграла бы три Всероса. 

– В какой школе ты училась? Это был класс с филологическим профилем?

– Я училась в московской гимназии №1558 им. Росалии де Кастро — это школа с углублённым испанским. Здесь упор идёт на языки, поэтому я стала первой в шкоое, кто взял Всерос именно по литературе. 

– Всерос — твоя первая олимпиада, или были олимпиады до этого? 

– До Всероса у меня были перечневые олимпиады, например Московская филологическая олимпиада или Евразийская лингвистическая олимпиада, но они дали только сертификаты в портфолио. Главной моей целью был Всерос по литературе. В 11 классе я планировала пойти ещё и на Воробьёвы горы, но к тому моменту у меня уже был Всерос, так что я отказалась от этой идеи. 

Перечневые олимпиады — ещё один способ поступить в вуз без экзаменов. Подробности рассказываем в нашей статье.

– Когда ты начала готовиться к олимпиадам? 

– Путь подготовки у меня долгий. Я начала готовиться в 7 классе сразу по пяти предметам: истории, литературе, русскому, английскому и испанскому языкам. Первые два года я занималась сама, больше всего внимания уделяла литературе и истории, но по языкам всё равно периодически занимала призовые места. В 9 классе я прошла на региональный этап по всем этим предметам, после этого стала основательно готовиться к литературе и языкам. 

– После 9 класса ты продолжила самостоятельную подготовку? 

– К истории я в основном готовилась сама, потом довольно долго ходила на курсы при Центре педагогического мастерства, всё лето я проводила там. От центра устраивали разные сборы, и мне приходилось жертвовать школой, когда олимпиадные поездки выпадали на зиму и весну. 

Подготовки в школе у меня не было, особенно по литературе. Нас пытались готовить к языкам, но это тоже было не очень успешно — скорее всего, просто не школьный формат. В 9 классе я первый раз съездила на Всерос по литературе в составе сборной Москвы — там я и продолжила готовиться. 

Как поступить на бюджет в МГИМО и не сойти с ума — вдохновляющая история преподавателя Вебиума по истории Фила Сахарова, который тоже поступил в вуз по олимпиаде.

– Как проходила твоя подготовка? 

– Я знаю людей, которые готовились гораздо сильнее, возможно, даже уделяли этому слишком много времени — специально уходили из школы и бросали все силы на подготовку. Я такой подход не разделяю: я больше ориентировалась на свой кругозор, чем на проработку отдельных моментов или уже механическое прорешивание заданий. Мне очень помогли лекции в сборной: здесь формат как раз для олимпиад, который отличается от школы — больше было похоже на лекции в вузах. 

К литературе, на мой взгляд, подготовиться практически невозможно: это не английский язык, который можно выучить до уровня С1, и не русский, который можно выучить по Розенталю. 

Литература — это творческий предмет, в котором всё очень субъективно. Здесь важны не столько знания, сколько то, как ты умеешь ими обходиться. Можно не знать многих вещей, но суметь перевернуть это себе на пользу. 

Отдельно отмечу, что на олимпиаде не было никакой конкуренции, которой очень любят пугать: у нас была очень хорошая сборная, и все люди, с которыми я училась три года, были для меня не конкурентами, а друзьями.

– Ты помнишь свою первую олимпиаду? 

– Первая олимпиада была достаточно тяжёлой. Она проходила в Артеке, и были трудности с организацией: сначала перелёт, сразу после — первый этап; я вообще не знала, к чему готовиться и чего ждать. Не могу сказать, что после победы почувствовала облегчение — изначально я готовилась к тому, что не займу никакого места и просто отдохну. А тут взяла и выиграла. 

Возможно, всё дело в том, что я писала олимпиаду не в стрессе, а себе в удовольствие: тексты попадались интересные, задания крутые — такие вещи приятно писать, даже зная, что от этого зависит твоё будущее поступление. 

Вторая олимпиада прошла гораздо проще, даже несмотря на плохую организацию. Мы писали в Москве, я была заранее спокойна: я могла в любой момент поехать домой, тем более у меня уже был один Всерос, а главное — я знала, что я получу удовольствие от самой олимпиады. 

Олимпиада для меня стала чем-то большим, чем стремление выиграть. Это помогло мне сблизиться с людьми, которые интересуются тем же, чем и я.

– Как ты думаешь, можно ли не готовиться к ЕГЭ по литературе, если уже готовишься к олимпиаде? 

– Я не сдавала ЕГЭ, но задания всё-таки смотрела. На мой взгляд, экзамен по литературе и Всерос — вещи абсолютно разные. Если на Всеросе ты можешь рассчитывать на свой кругозор, знания в области литературы, истории и культуры, а по большей части — на умение выкрутиться, то ЕГЭ по литературе мне показалось совсем не таким. 

Если ты на все сто уверен, что выиграешь Всерос — к ЕГЭ можно не готовиться. К ЕГЭ и Всеросу очень разные требования, и сильно различается специфика заданий. По своему опыту скажу, что ЕГЭ — это про алгоритм и заучивание, а олимпиада — про размышление и творчество. 

Делимся 12 советами, как полюбить русскую классику.

– А какие задания могут попасться на олимпиаде? 

– В 11 классе в творческой части у меня был анализ стихотворения Тимура Кибирова. Нужно было сопоставить картины и стихотворения, выбрать, какие из них можно объединить по тематике. Также нужно было придумать свой пример из литературы. У меня был Рене Магрит и Борис Рыжий, а дописывала я про Пастернака. 

Ещё нам показывали итальянскую постановку «Вишнёвого сада». Нужно было догадаться, что это за постановка, потом написать краткую рецензию — как здесь отражается ключевой текст, какие используются приёмы. 

В устной части — беседа с членами жюри. У меня были вырезки из «Московских ведомостей» за 1902 год. Там была афиша первой постановки «На дне» Горького и рецензия на неё: нам нужно было прокомментировать этот отзыв, объяснить, почему автор рецензии пишет именно так. А в конце меня спросили, сходила бы я сама на эту постановку. 

– Какой совет ты дашь ребятам, которые хотят поучаствовать во Всеросе? 

– Во-первых, советую следить за своим эмоциональным состоянием: подготовка и сама олимпиада отнимают очень много сил.

Во-вторых, нужно подготовить себя к тому, что может не повезти и будет тяжело. При этом не останавливайтесь на том, что не получается: постоянно расширяйте свой кругозор, а главное — делайте это в удовольствие. 

А ещё много спите, занимайтесь любимыми делами и относитесь к олимпиаде не как к сложному испытанию, а как к погружению в мир литературы, о котором вы не пожалеете. 

Как можно поступить в вуз без вступительных испытаний, рассказали в нашей статье. А какие еще существуют варианты поступления без ЕГЭ, читайте в этой статье.

 

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как выучить ВСЕ даты по истории для экзаменов
Это самый первый вопрос, который встает перед тем, кто решил сдавать экзамен по истории. Но простая...
Как выучить ВСЕ даты по истории для экзаменов
Куда поступать, если сдаёшь физику: 13 специальностей
Вам близка техническая сфера, но связывать жизнь с прикладной физикой или с нанотехнологиями не...
Куда поступать, если сдаёшь физику: 13 специальностей
Все новости о ЕГЭ-2024: изменения в экзаменах по всем предметам
Каждый год в ЕГЭ появляются обновления: меняются содержание, условия проведения, критерии...
Все новости о ЕГЭ-2024: изменения в экзаменах по всем предметам
5 игр, чтобы развить креативность у ребёнка
Творческий взгляд на мир помогает не только успешно реализовывать таланты, но и формирует...
5 игр, чтобы развить креативность у ребёнка
Ломоносов, Медвежонок и Кенгуру: список олимпиад для 1–4 классов
Какие олимпиады подойдут для младших классов и как сделать так, чтобы ребёнок захотел в них...
Ломоносов, Медвежонок и Кенгуру: список олимпиад для 1–4 классов
На сколько процентов вы Снежа Планк?
Преподавательница физики в Вебиуме — заводной апельсин! В одном человеке сочетаются и...
На сколько процентов вы Снежа Планк?

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.