Реалити о ЕГЭ

Опять двойка: почему не стоит ругать ребёнка за плохую успеваемость

Родители боятся, что низкая успеваемость навредит их ребёнку в будущем: он не получит аттестат, не поступит в престижный вуз, не найдёт достойную работу. 

Но иногда взрослые воспринимают плохие оценки как признак собственной неуспешности — за бурной реакцией на двойки и требованиями отличных показателей скрывается потребность чувствовать себя хорошим родителем. В погоне за отметками они перестают видеть самого ребёнка и его тревоги. 

Что делать родителям, когда ребёнок принёс из школы очередную двойку, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.

Что происходит, когда родители ругают ребёнка за плохие отметки

Ольга Некрасова, гештальт-психолог, семейный психолог, опыт работы больше 23 лет

Когда взрослые через стыд и наказание хотят замотивировать ребёнка на учёбу, получается обратный эффект: ребёнок теряет интерес, появляется страх ошибок и может развиться «синдром отличника».

Даже для отъявленного двоечника низкая отметка — это стресс и чувство вины. Поэтому его первая мысль — не «как исправить двойку», а «как скрыть оценку, за которую родители  будут ругать». 

Потеря интереса и любознательности

«Как отреагируют родители на двойку? Что скажет учитель? Будут ли смеяться одноклассники?» — от этих мыслей ребёнку так страшно, что он находится в постоянном напряжении. В этом состоянии блокируются познавательные процессы, и получается замкнутый круг: ребёнок не может воспринимать информацию и думать — получает «неуд» — ему сложно сосредоточиться и учиться, потому что он расстроен — опять двойка.

Вслед за этим появляется обречённость: сколько ни старайся, всё равно ничего не получится, будут только ругань взрослых и насмешки одноклассников. С каждым разом это убеждение крепнет, а желание учиться падает. Как результат — появляется отвращение к знаниям.

💡 Любая учебная деятельность строится на потребности познавать новое: ребёнку интересно ставить эксперименты и исследовать свои возможности. И когда он ошибается, стоит не ругать, а сделать разбор полётов: с какого момента всё пошло не так и как это исправить. Так ребёнок сохранит интерес к учёбе.  

Страх ошибки

Из-за страха ошибки ребёнок не пробует новое. Например, он делает домашние задания только по программе, не интересуется дополнительной информацией и не задаёт уточняющих вопросов. Вдруг он спросит что-то не то?

Так дети из-за страха ошибки остаются в «хорошистах»: учителя их хвалят, родители довольны, всё стабильно.

Однако во взрослой жизни они продолжат бояться: не рискнут поменять скучную работу на интересную, попросить повышения зарплаты, принять повышение — они будут выполнять только то, что умеют делать хорошо, не выходя за рамки должностных инструкций. Страх ошибиться сковывает их и они отказываются от своих желаний: познакомиться с понравившейся девушкой или юношей (Вдруг он/она откажет и посмеётся надо мной?), заняться творчеством (У меня так не получится) — им кажется, что они будут глупо выглядеть в глазах окружающих.

Из-за этого страха они не отважатся стать предпринимателями: в этом деле нужны креативность, нестандартное решение ситуаций, несоответствие нормам и стандартам. А как этого достичь, если боишься сделать что-то не так? 

Синдром отличника

Двойка — это неудача, с которой нужно справиться, сделать выводы и идти дальше. Но отличнику хочется всегда быть на высоте и впереди всех. Такие ребята уверены: пока в дневнике стоят пятёрки, есть любовь и признание учителей и родителей. От этого любое падение воспринимается ими как катастрофа, после которой сложно восстановиться. 

Когда дети с синдромом отличника становятся взрослыми, они тоже боятся показаться плохими. Они работают сверхурочно, всем помогают, стараются угодить каждому и пренебрегают своими интересами, лишь бы получить признание, похвалу и положительную оценку. Они коллекционируют грамоты, медали, звания и прочие внешние положительные оценки своего поведения. 

«Если не быть первым, не стоит даже и начинать», — так звучит их девиз, из-за которого они часто остаются на прежнем месте. Ведь взяться за новое дело — значит набивать шишки, падать и терпеть неудачу. Для отличника это невыносимая боль: даже если он рискнёт, то при первой же ошибке откажется от задуманного.

Опасность такого жизненного сценария в том, что отличники быстро выгорают на работе и в жизни: из-за страха не соответствовать они находятся в стрессе, у них накапливается недовольство собой и разочарование во всём.

«Проще относитесь к оценкам в школе»: восемь важных советов родителям от подростков

Почему детям нужно позволять совершать ошибки

Дети, которым разрешали ошибаться и которых не ругали за неудачи, быстрее подстраиваются под новые обстоятельства. У них лучше развиты следующие качества:

  • Креативность. Они творчески решают поставленные задачи и задаются вопросом: «А что если…». Они могут сочетать несочетаемое ради интереса, и из этого порой получаются неожиданные результаты. Так Стив Джобс придумал iPhone: он объединил телефон, музыку и выход в интернет.
  • Оптимизм. Они не боятся падать, вставать, идти вперёд и снова падать. В 1879 году Томас Эдисон запатентовал свою электрическую лампочку, но до этого он создал 10 000 её прототипов: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Однажды его лаборатория сгорела дотла вместе со всеми результатами исследований. Глядя на пожар, он не отчаивался: «Там горят все мои ошибки! Теперь можно начать всё с чистого листа».
  • Независимость от оценки окружающих. «Летающие машины, весом тяжелее воздуха, невозможны!» — был уверен физик Кельвин в 1895 году. Если бы братья Райт послушали его, то в 1903 году не изобрели первый самолёт.
  • Уверенность в своих силах. Они готовы перевернуть мир ради результата: найти инвесторов, презентовать проект и получить деньги на внедрение своей идеи. Антипример: Антонио Меуччи не мог отстаивать свои интересы — в результате вместо него Александер Белл был признан изобретателем телефона.
  • Смелость. Можно долго тщательно готовиться к запуску нового дела: проходить обучающие курсы, анализировать рынок, печатать визитки, верстать сайт. Ждать идеальныхе условий для старта, но так никогда и не начать из-за ощущения, что не всё подготовлено и учтено. В результате из-за страха неудачи всё так и остается на этапе проекта. А те, кто рискует, сразу действуют и корректируют план в процессе работы. Они понимают, что нельзя заранее просчитать все нюансы и что ошибка возможна даже тщательной подготовке. 

Семь фраз родителей, после которых точно начнётся скандал с подростком

Как делать работу над ошибками: инструкция для взрослых

  1. Убедитесь, что плохая успеваемость не связана со здоровьем: гормональные изменения у подростков, ухудшение зрения (ребёнок стесняется сказать об этом) и прочие недомогания. В этом случае обратитесь к специалистам. 
  2. Заведите Дневник ошибок. Предложите ребёнку записывать свои неудачи. Это поможет их анализировать и найти закономерности в своём поведении. Например, если плохие отметки появляются из-за волнения во время ответа у доски, стоит рассказать ребёнку, как справляться с эмоциями и управлять ими.
  3. Рассматривайте ошибки как опыт. Обсудите с ребёнком, чему его научила неудача, как лучше поступить в следующий раз и чего избегать. Поможет вопрос: «Что хорошего и полезного в произошедшем, какой опыт можно извлечь?»
  4. Разделите задачу на этапы. Прежние ошибки запускают механизм избегания: ребёнку страшно действовать, потому что другие будут смеяться и позор повторится. Поэтому начинайте с малого: пусть ребёнок делает сначала то, в чём он уверен. Затем подключайте зону ближайшего развития — то дело, которое он сможет выполнить вместе со взрослыми. Как только он осваивает новый навык, дайте время для его закрепления на практике и только потом приступайте к следующему этапу. 

Например, если ребёнок не может пересказать текст параграфа по истории, пусть начнёт с фактов, которые помнит. Он расслабится, пока будет их рассказывать, а в его памяти начнут всплывать новые подробности. Он увидит, что задача с пересказом не невыполнима — можно ещё раз перечитать текст, и результат будет лучше.

  1. Найдите причину страха. Спросите ребёнка, что его пугает больше всего, когда он получает двойку: реакция родителей или одноклассников, слова учителя или ощущение собственной бездарности. Поиграйте с ним: пусть представит, что произошло самое худшее из всех вариантов. Спросите: «Как в этой ситуации найти выход?»  Если ребёнку трудно самостоятельно придумать решение, дайте подсказку.
  2. Расскажите о своих провалах и о том, как вы с ними справлялись. Так вы дадите ребёнку понять, что он не одинок в своих страхах, что бояться — это нормально, а справится можно со всем.
  3. Признать свою ошибку — это уже успех. Это значит взять ответственность и согласиться, что недостаточно подготовился к уроку или проверочной работе. Если есть возможность, стоит подучить материал и исправить отметку, если нет — извлечь опыт и сделать выводы, чтобы не наступить на те же грабли. Донесите эту мысль до ребёнка. 
  4. Двойка — это не конец, а после заваленного ЕГЭ жизнь не заканчивается. Это возможность оценить свои ресурсы: чего не хватило для хорошей отметки, какие знания стоит подтянуть. Можно взять паузу и ещё раз подумать над выбором будущей профессии, отдохнуть и с новыми силами попробовать снова. 

Александра на личном опыте убедилась, что поменять направление в образовании или сделать паузу после школы не страшно, а даже полезно. После сдачи ЕГЭ она взяла gap year — год перерыва, о котором рассказывает в нашей статье.  

Что делать и не делать родителям, когда дети готовятся к ЕГЭ — советы психолога

Девиз Facebook звучит так: «Не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд». Нежелание выйти за границы привычного и стать лучше — самая большая неудача, по мнению компании. И в этом без ошибок и двоек никак не обойтись.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.
Где вы учитесь?

Вам так же будет интересно

Как попасть на философию в Вышку и чему там учат: история Валерии
Сегодня в студии — Валерия Эдельберг. Авторка статей в Без Сменки, контент-продюсерка и студентка...
Какой из вас вышел бы детектив?
В детстве были фанатом Шерлока Холмса, мечтали стать настоящим детективом, но идея забросила себя в...
Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по географии
Полный вперёд на подготовку! Разобрали демоверсию ЕГЭ 2023 по географии вместе с Дмитрием...
10 топовых приложений для тайм-менеджмента
Предлагаем подборку лучших приложений для тайм-менеджмента, которые помогут эффективно готовиться к...
Как проходит ЕГЭ и за что могут выгнать с экзамена
Часто выпускной экзамен пугает не столько сложностью, сколько неизвестностью. В этой статье...
Вне себя: 18 способов, как правильно злиться и справляться с гневом
Все мы бываем немножечко Angry Birds: хочется снести всё на своём пути, доказать свою правоту,...

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных материалов про ЕГЭ, высшее образование и вузы и получите скидку на курсы Вебиума

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: