Опять двойка: почему не стоит ругать ребёнка за плохую успеваемость

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Родители боятся, что низкая успеваемость навредит их ребёнку в будущем: он не получит аттестат, не поступит в престижный вуз, не найдёт достойную работу. 

Но иногда взрослые воспринимают плохие оценки как признак собственной неуспешности — за бурной реакцией на двойки и требованиями отличных показателей скрывается потребность чувствовать себя хорошим родителем. В погоне за отметками они перестают видеть самого ребёнка и его тревоги. 

Что делать родителям, когда ребёнок принёс из школы очередную двойку, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.

Что происходит, когда родители ругают ребёнка за плохие отметки

Ольга Некрасова, гештальт-психолог, семейный психолог, опыт работы больше 23 лет

Когда взрослые через стыд и наказание хотят замотивировать ребёнка на учёбу, получается обратный эффект: ребёнок теряет интерес, появляется страх ошибок и может развиться «синдром отличника».

Даже для отъявленного двоечника низкая отметка — это стресс и чувство вины. Поэтому его первая мысль — не «как исправить двойку», а «как скрыть оценку, за которую родители  будут ругать». 

Потеря интереса и любознательности

«Как отреагируют родители на двойку? Что скажет учитель? Будут ли смеяться одноклассники?» — от этих мыслей ребёнку так страшно, что он находится в постоянном напряжении. В этом состоянии блокируются познавательные процессы, и получается замкнутый круг: ребёнок не может воспринимать информацию и думать — получает «неуд» — ему сложно сосредоточиться и учиться, потому что он расстроен — опять двойка.

Вслед за этим появляется обречённость: сколько ни старайся, всё равно ничего не получится, будут только ругань взрослых и насмешки одноклассников. С каждым разом это убеждение крепнет, а желание учиться падает. Как результат — появляется отвращение к знаниям.

💡 Любая учебная деятельность строится на потребности познавать новое: ребёнку интересно ставить эксперименты и исследовать свои возможности. И когда он ошибается, стоит не ругать, а сделать разбор полётов: с какого момента всё пошло не так и как это исправить. Так ребёнок сохранит интерес к учёбе.  

Страх ошибки

Из-за страха ошибки ребёнок не пробует новое. Например, он делает домашние задания только по программе, не интересуется дополнительной информацией и не задаёт уточняющих вопросов. Вдруг он спросит что-то не то?

Так дети из-за страха ошибки остаются в «хорошистах»: учителя их хвалят, родители довольны, всё стабильно.

Однако во взрослой жизни они продолжат бояться: не рискнут поменять скучную работу на интересную, попросить повышения зарплаты, принять повышение — они будут выполнять только то, что умеют делать хорошо, не выходя за рамки должностных инструкций. Страх ошибиться сковывает их и они отказываются от своих желаний: познакомиться с понравившейся девушкой или юношей (Вдруг он/она откажет и посмеётся надо мной?), заняться творчеством (У меня так не получится) — им кажется, что они будут глупо выглядеть в глазах окружающих.

Из-за этого страха они не отважатся стать предпринимателями: в этом деле нужны креативность, нестандартное решение ситуаций, несоответствие нормам и стандартам. А как этого достичь, если боишься сделать что-то не так? 

Синдром отличника

Двойка — это неудача, с которой нужно справиться, сделать выводы и идти дальше. Но отличнику хочется всегда быть на высоте и впереди всех. Такие ребята уверены: пока в дневнике стоят пятёрки, есть любовь и признание учителей и родителей. От этого любое падение воспринимается ими как катастрофа, после которой сложно восстановиться. 

Когда дети с синдромом отличника становятся взрослыми, они тоже боятся показаться плохими. Они работают сверхурочно, всем помогают, стараются угодить каждому и пренебрегают своими интересами, лишь бы получить признание, похвалу и положительную оценку. Они коллекционируют грамоты, медали, звания и прочие внешние положительные оценки своего поведения. 

«Если не быть первым, не стоит даже и начинать», — так звучит их девиз, из-за которого они часто остаются на прежнем месте. Ведь взяться за новое дело — значит набивать шишки, падать и терпеть неудачу. Для отличника это невыносимая боль: даже если он рискнёт, то при первой же ошибке откажется от задуманного.

Опасность такого жизненного сценария в том, что отличники быстро выгорают на работе и в жизни: из-за страха не соответствовать они находятся в стрессе, у них накапливается недовольство собой и разочарование во всём.

«Проще относитесь к оценкам в школе»: восемь важных советов родителям от подростков

Почему детям нужно позволять совершать ошибки

Дети, которым разрешали ошибаться и которых не ругали за неудачи, быстрее подстраиваются под новые обстоятельства. У них лучше развиты следующие качества:

  • Креативность. Они творчески решают поставленные задачи и задаются вопросом: «А что если…». Они могут сочетать несочетаемое ради интереса, и из этого порой получаются неожиданные результаты. Так Стив Джобс придумал iPhone: он объединил телефон, музыку и выход в интернет.
  • Оптимизм. Они не боятся падать, вставать, идти вперёд и снова падать. В 1879 году Томас Эдисон запатентовал свою электрическую лампочку, но до этого он создал 10 000 её прототипов: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Однажды его лаборатория сгорела дотла вместе со всеми результатами исследований. Глядя на пожар, он не отчаивался: «Там горят все мои ошибки! Теперь можно начать всё с чистого листа».
  • Независимость от оценки окружающих. «Летающие машины, весом тяжелее воздуха, невозможны!» — был уверен физик Кельвин в 1895 году. Если бы братья Райт послушали его, то в 1903 году не изобрели первый самолёт.
  • Уверенность в своих силах. Они готовы перевернуть мир ради результата: найти инвесторов, презентовать проект и получить деньги на внедрение своей идеи. Антипример: Антонио Меуччи не мог отстаивать свои интересы — в результате вместо него Александер Белл был признан изобретателем телефона.
  • Смелость. Можно долго тщательно готовиться к запуску нового дела: проходить обучающие курсы, анализировать рынок, печатать визитки, верстать сайт. Ждать идеальныхе условий для старта, но так никогда и не начать из-за ощущения, что не всё подготовлено и учтено. В результате из-за страха неудачи всё так и остается на этапе проекта. А те, кто рискует, сразу действуют и корректируют план в процессе работы. Они понимают, что нельзя заранее просчитать все нюансы и что ошибка возможна даже тщательной подготовке. 

Семь фраз родителей, после которых точно начнётся скандал с подростком

Как делать работу над ошибками: инструкция для взрослых

  1. Убедитесь, что плохая успеваемость не связана со здоровьем: гормональные изменения у подростков, ухудшение зрения (ребёнок стесняется сказать об этом) и прочие недомогания. В этом случае обратитесь к специалистам. 
  2. Заведите Дневник ошибок. Предложите ребёнку записывать свои неудачи. Это поможет их анализировать и найти закономерности в своём поведении. Например, если плохие отметки появляются из-за волнения во время ответа у доски, стоит рассказать ребёнку, как справляться с эмоциями и управлять ими.
  3. Рассматривайте ошибки как опыт. Обсудите с ребёнком, чему его научила неудача, как лучше поступить в следующий раз и чего избегать. Поможет вопрос: «Что хорошего и полезного в произошедшем, какой опыт можно извлечь?»
  4. Разделите задачу на этапы. Прежние ошибки запускают механизм избегания: ребёнку страшно действовать, потому что другие будут смеяться и позор повторится. Поэтому начинайте с малого: пусть ребёнок делает сначала то, в чём он уверен. Затем подключайте зону ближайшего развития — то дело, которое он сможет выполнить вместе со взрослыми. Как только он осваивает новый навык, дайте время для его закрепления на практике и только потом приступайте к следующему этапу. 

Например, если ребёнок не может пересказать текст параграфа по истории, пусть начнёт с фактов, которые помнит. Он расслабится, пока будет их рассказывать, а в его памяти начнут всплывать новые подробности. Он увидит, что задача с пересказом не невыполнима — можно ещё раз перечитать текст, и результат будет лучше.

  1. Найдите причину страха. Спросите ребёнка, что его пугает больше всего, когда он получает двойку: реакция родителей или одноклассников, слова учителя или ощущение собственной бездарности. Поиграйте с ним: пусть представит, что произошло самое худшее из всех вариантов. Спросите: «Как в этой ситуации найти выход?»  Если ребёнку трудно самостоятельно придумать решение, дайте подсказку.
  2. Расскажите о своих провалах и о том, как вы с ними справлялись. Так вы дадите ребёнку понять, что он не одинок в своих страхах, что бояться — это нормально, а справится можно со всем.
  3. Признать свою ошибку — это уже успех. Это значит взять ответственность и согласиться, что недостаточно подготовился к уроку или проверочной работе. Если есть возможность, стоит подучить материал и исправить отметку, если нет — извлечь опыт и сделать выводы, чтобы не наступить на те же грабли. Донесите эту мысль до ребёнка. 
  4. Двойка — это не конец, а после заваленного ЕГЭ жизнь не заканчивается. Это возможность оценить свои ресурсы: чего не хватило для хорошей отметки, какие знания стоит подтянуть. Можно взять паузу и ещё раз подумать над выбором будущей профессии, отдохнуть и с новыми силами попробовать снова. 

Александра на личном опыте убедилась, что поменять направление в образовании или сделать паузу после школы не страшно, а даже полезно. После сдачи ЕГЭ она взяла gap year — год перерыва, о котором рассказывает в нашей статье.  

Что делать и не делать родителям, когда дети готовятся к ЕГЭ — советы психолога

Девиз Facebook звучит так: «Не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд». Нежелание выйти за границы привычного и стать лучше — самая большая неудача, по мнению компании. И в этом без ошибок и двоек никак не обойтись.

 

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

У ребёнка нет друзей: как решить проблему
Если у школьника возникают трудности в поиске друзей и общении со сверстниками, на помощь приходят понимающие и поддерживающие родители. В этой...
У ребёнка нет друзей: как решить проблему
Средний балл ЕГЭ прошлых лет: что выпускников ждёт в 2023 году
Правда ли, что с каждым годом число высокобалльников уменьшается из-за сложности заданий? В этой статье сравним результаты ЕГЭ последних двух лет,...
Средний балл ЕГЭ прошлых лет: что выпускников ждёт в 2023 году
Журфак против филфака или что выбрать гуманитарию: интервью с Димой
Это противостояние будет вечным: Бэтмен и Джокер, гуманитарии и технари, филфак и журфак. С последним решили разобраться по-серьёзному. Сегодня в...
Журфак против филфака или что выбрать гуманитарию: интервью с Димой
11 советов, как регулярно готовиться к ЕГЭ
Миша в 11 классе. Что это значит? Правильно! В этом году его ждёт ЕГЭ.  А ещё он активный, занимается спортом, любит погулять с друзьями,...
11 советов, как регулярно готовиться к ЕГЭ
7 сложных тем и топ самых частых ошибок в ЕГЭ по обществознанию
На ЕГЭ самое обидное — потерять решающий балл. В статье назвали самые проблемные темы, подробно разобрали структуру заданий второй части и отметили...
7 сложных тем и топ самых частых ошибок в ЕГЭ по обществознанию
10 креативных «ненаказаний» для детей
Воспитание требует мудрости, терпения и последовательности. А когда ребёнок шалит — чувства юмора и креативности. Собрали необычные творческие идеи...
10 креативных «ненаказаний» для детей

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.