Синдром отличника: как распознать зависимость от оценок и найти баланс между достижениями и самооценкой

Олеся Лисович
Поэт. Художник. Энтузиаст. Автор Без Сменки, с юмором о серьёзном.

Идеальный табель успеваемости, множество грамот и медалей, репутация главного активиста школы и бесчисленное количество побед на олимпиадах. Но что скрывается за стремлением быть первым и во всём успевать? 

В этой статье рассматриваем обратную сторону безупречной учёбы и выясняем, как родителям помочь своим детям выработать здоровый подход к обучению.  

 

Что такое синдром отличника и как его распознать

Синдром отличника/цы — термин в психологии, подразумевающий нездоровое стремление к идеалу, зацикленность на хороших оценках, неумение «проигрывать», чрезмерно требовательное отношение к себе и желание успеть сделать всё и сразу, при этом ещё и лучше всех.  

Распознать синдром отличника у ребёнка можно по следующим признакам

  • Чувствительность даже к самой незначительной критике в свой адрес. Бытовое замечание или совет со стороны старших не вызовет у большинства подростков огорчений, многие вовсе пропустят их «мимо ушей». Но у ребёнка со строгим отношением к себе любое сказанное слово надолго оседает в памяти. Критика воспринимается как упрёк, что впоследствии перерастает в низкую самооценку и постоянное недовольство собой.

Боязнь плохих оценок. Для детей с идеализацией к учёбе не существует оценок, кроме четвёрок и пятёрок. Тройки и двойки  считаются крахом всех их стараний. С таким подходом учёба теряет интерес и превращается в гонку за оценками.

  • Страх ошибок. Страх ошибиться — второй кошмар сверхстарательных учеников. «А что если я совершу помарку?», «А вдруг я не справлюсь с контрольной работой?», «А если я недостаточно подготовился?», «А вдруг я не внимательно прочитал задание?». За этими высказываниями кроется страх не оправдать свои или чужие ожидания: ученик привык быть лучшим во всём, поставил для себя высокую планку, и получить результат ниже привычного кажется для него чем-то оскорбительным и постыдным. 
  • Отказ от любимых занятий в ущерб себе. Если троечник, получив неудовлетворительную оценку, не откажется от прогулки с друзьями или похода в кино, то тревожный отличник после такого же результата наоборот заставит себя ещё больше учиться, как наказание за досадный промах. Беспрерывная учёба может привести к эмоциональному выгоранию и истощению организма.
  • Зависимость от мнения окружающих. У людей с синдромом отличника настроение зависит от чужого мнения: если они получают похвалу и одобрение, то испытвают радость и удовлетворение, если им делают замечание — чувствуют обиду и злость, а если окружающие не обращают на них внимания и не хвалят — думают, что делают что-то не так, сомневаются в себе, считают, что недостаточно хороши и им нужно срочно чего-то достичь. 
  • Невосприятие успехов окружающих. Когда кто-то другой получает высокие результаты, ребёнок, зависимый от похвалы и хороших оценок, испытывает угрызения совести. «Я недостаточно старался. Нужно больше учиться. Я себе такого провала не прощу».  
  • Стремление довести всё до идеала. Дети с синдромом отличника часто бывают перфекционистами, им хочется сделать всё идеально. Даже черновики они пишут с черновиками. 
  • Физические симптомы: учащённое сердцебиение, дрожь в ногах, беспокойный сон, сниженный аппетит, расфокусировка внимания, частое дыхание, гиперактивность и сонливость. Эти симптомы связаны с постоянной тревогой: подросток с синдромом отличника всё время оценивает себя, боиться ошибиться, пребывает в обдумывании своих мыслей и поступков. Организм реагирует на тревогу и вырабатывает гормоны стресса, даже если опасности извне нет. От этого ухудшается качество сна, пропадает аппетит и т.д.

Синдром отличника бывает не только у школьников, но и у взрослых. Трудности, которые он может вызывать в дальнейшей жизни:

  • Неумение выделять главное от второстепенного, расставлять приоритеты; 
  • Боязнь взять на себя ответственность, нерешительность, мнительность;
  • Низкая самооценка;
  • Неумение общаться со сверстниками; 
  • Недовольство качеством жизни;
  • Необходимость получать одобрение своих действий.

Поэтому так важно вовремя отследить признаки идеалистического подхода к учёбе у ребёнка, избавиться от него, чтобы в дальнейшем расти гармонично развитой личностью.

Почему у детей возникает синдром отличника 

Синдром отличника у детей формируется не только от желания преуспеть в учёбе больше сверстников. Часто за этим стремлением стоят более весомые причины, которые порой не сразу замечают окружающие. Рассмотрим основные из них.

1️⃣ Нехватка внимания и заботы со стороны близких людей. 

Когда ребёнку не хватает внимания родителей, то своими достижениями он пытается обратить на себя внимание, заслужить любовь, одобрение и похвалу. 

Лера была спокойным, уравновешенным ребёнком. Она любила проводить время с семьёй: гулять в парках, ходить в кино и музеи. Когда Лера пошла в школу, её родители устроились на новую работу в престижную финансовую фирму. Они успешно продвигались по карьерной лестнице и всё больше времени проводили на работе. За ребёнка они не беспокоились: девочка большую часть дня проводила в школе, а после оставалась в группе продлённого дня.

Но со временем Лера ощутила недостаток внимания: совместные прогулки сократились до двух раз в неделю, от мамы всё чаще слышалось «не мешай мне дописывать отчёт», а про кино можно было и вовсе забыть. Тогда девочка выясняла выигрышную закономерность: когда она демонстрировала свои школьные успехи — новую похвальную грамоту, первое место в олимпиаде по русскому или лучшую успеваемость среди одноклассников, — то родители очень радовались, уделяли ей время, поощряли покупками и даже возобновили походы в музеи.  

Радость родителей за успехи дочери длилась не долго: Лера стала отказываться от обеда, перестала выходить на улицу и всё больше загружала себя учёбой. У неё появилась зависимость от оценок, она панически боялась ошибиться и получить двойку. Ведь тогда бы она лишилась родительского внимания и её бы «перестали любить». 

Чтобы не получился Лерин сценарий, психологи советуют напоминать ребёнку, что его любят в независимости от его результатов и оценок в школе — он ценен и важен просто потому, что он есть. Внимание родителей не должно зависеть от количества достижений.

2️⃣ Завышенные требования от родителей или попытка реализации через ребёнка.

Некоторые родители требуют хороших оценок потому, что считают, будто будущее ребёнка зависит только от его текущей успеваемости: если школьник плохо учится, то он ничего не добьётся. Транслируя это ребёнку, родители оказывают на него психологическое давление и создают привязанность к хорошим оценкам.

Плохие оценки в школе не делают человека плохой и без талантливой личность. Почему не стоит ругать ребёнка за плохую успеваемость, рассказываем в нашей статье.

3️⃣ Требования учить предметы, к которым у ребёнка нет склонности.

Ещё одна ошибка, которую совершают родители, — требуют, чтобы ребёнок учил определённый предмет, который, по их словам, пригодится ему в жизни. Но они не учитывают предпочтения самого ребёнка: этот предмет может даваться ему с трудом, быть неинтересным. Это отбивает интерес к учёбе. 

Например, отец заставляет сына зубрить физику, потому что сам когда-то не смог сдать по ней экзамен и поступить в университет мечты. А у сына — тяга к гуманитарным предметам, он прекрасно владеет английским и мечтает поступить за границу, но из-за строгости отца должен учить формулы, вместо совершенствования словарного запаса.

Нередко дети нарушают личные границы взрослых: пользуются их вещами без разрешения, не стучат в дверь перед входом в комнату, пренебрегает правилами дома. Родители не отстают и тоже порой вторгаются в личное пространство детей. Почему важно этого не делать и как помочь ребёнку сформировать личные границы, рассказываем в этой статье.

4️⃣ «Кровь из носу, нужна пять».

Педагоги тоже бывают требовательны к знанию учениками их предмета: учитель химии задаёт олимпиадные задания в качестве домашней работы, а учитель истории читает университетскую лекцию на школьном уроке. 

Это стимулирует постоянную тревогу у подростков: чтобы получить хорошую оценку и угодить требованиям учителя, им приходиться прилагать усилия в менее важных для них предметах. В итоге, у школьников не остаётся времени на любимые уроки, посещение кружков по интересам и отдых, — они пытаются разобраться в заведомо сложных темах. 

Как работать с синдромом отличника

Чтобы ребёнок выработал здоровое отношение к себе и своим достижениям, родителям важно самим не зацикливаться на оценках. Расскажем, что для этого нужно делать.

  • Дайте ребёнку понять, что оценки — всего лишь система оценивания  выполненной задачи на данный период времени. Она не определяет человека, как личность, не оценивает его характер, не влияет на его таланты. Также оценки не заменят ментального и физического здоровья. Они временны, а здоровье важно сохранить на все годы. 
  • Иногда полезно снизить важность. Напомните ребёнку, что уроки — не самое главное, школа — не последний жизненный этап, а люди могут ошибаться, и это нормально. Ошибки — возможность сделать лучше, это маячки, сигнализирующие, в каком направлении двигаться.
  • Главная цель учёбы — получение знаний. Про двойку в 5 классе через пару лет забудешь, а навыки, приобретенные за школьные годы, понадобятся в жизни.  
  • Научите ребёнка определять свои сильные и слабые стороны. Если по истории он отличник, а по геометрии не успевает, это нормально. Не обязательно всегда быть первым. 
  • Радуйтесь вместе с ребёнком любым его результатам, хвалите даже за небольшие достижения.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, дайте ему право быть собой и двигаться в собственном ритме.

Вместе с психологом Анной Руфовой собрали в нашей статье советы о том, как стать родителем, о котором ребёнок говорит друзьям: «Он у меня клёвый!»

Поддерживайте у ребёнка интерес к получению знаний, приобретению новых навыков, расширению кругозора. Создавайте благоприятную атмосферу во время учёбы, позитивный настрой и стремление к самосовершенствованию и познанию мира, тогда учёба будет увлекательным процессом, а оценки — здоровой мотивацией и системой самоконтроля. 😊

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

«Кажется, что земля уходит из под ног»: 5 способов, как справиться с панической атакой
Внезапно охватывает чувство тревоги, дыхание становиться прерывистым, пульс учащается, а ладони потеют, хотя вроде бы ничего не случилось… ...
«Кажется, что земля уходит из под ног»: 5 способов, как справиться с панической атакой
Какие прививки делать детям в школе
Всех школьников ждёт обязательный набор прививок. Каждый укол делают в определённом возрасте. О календаре прививок и ревакцинациях рассказал...
Какие прививки делать детям в школе
Календарь выпускника 2024: когда подавать документы, смотреть списки и приказы на зачисление
Чек-лист ключевых дат приёмной кампании 2024: сроки подачи документов в вузы, публикаций конкурсных списков и приказов на зачисление. В конце статьи...
Календарь выпускника 2024: когда подавать документы, смотреть списки и приказы на зачисление
Как подготовиться к первому курсу вуза
Первый курс университета  вызывает бурю эмоций начиная с радости от начала студенческой жизни и заканчивая страхом в связи с новым этапом...
Как подготовиться к первому курсу вуза
Куда поступать с ЕГЭ по английскому языку: список вузов
В статье рассмотрим popular варианты того, куда поступать с ЕГЭ по английскому языку, а также основные комбинации ЕГЭ в университетах с этим...
Куда поступать с ЕГЭ по английскому языку: список вузов
«Я мог поступить в любой столичный медицинский вуз, но выбрал СибГМУ в Томске»: история Никиты
Никита Митряйкин из Новокузнецка мечтал стать археологом, но в старших классах увлёкся анатомией и решил поступать в медицинский вуз. О подготовке к...
«Я мог поступить в любой столичный медицинский вуз, но выбрал СибГМУ в Томске»: история Никиты

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.