Строительство уникальных зданий и сооружений: как проходит учёба в Политехе

Светлана после 11 класса переехала из Владивостока в Санкт-Петербург и поступила в Политех на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». В этой статье она рассказывает, какие экзамены нужно сдать, чтобы поступить в строительный вуз, сколько там задают домашки и как проходят пары, а также делится советами, которые пригодятся всем, кто мечтает проектировать необычные здания вроде подземных сооружений мостов и аэродромов.

Я родилась и выросла во Владивостоке, училась в общеобразовательной школе. У меня была детская мечта — стать архитектором, но со временем я поняла, что мне не хватает творческой жилки для этой профессии.

В 2019 году я переехала в Санкт-Петербург и поступила в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». Выбирала специальность я долго, хотя с предметами ЕГЭ определилась ещё в 10 классе: я точно знала, что буду сдавать физику и профильную математику. Не скажу, что всегда относила себя к технарям, но испытывала особую тягу к точным наукам и понимала, что вижу себя в какой-либо инженерной специальности. 

Как готовилась к экзаменам и сдавала ЕГЭ

Подготовку к экзаменам я начала в середине 10 класса с занятий с репетитором по физике, так как с этим предметом у меня были отношения на уровне «могу прочитать параграф и потом подставить числа в формулу». Так я занималась год, но меня не устраивал медленный темп, и я перешла в онлайн-школу. С репетитором до большей части разделов мы за год даже не дошли, зато спустя два месяца обучения в онлайн-школе я первый пробник написала на 70 баллов.

К математике я начала готовиться поздно (после новогодних каникул в 11 классе), потому что меня полностью захватила физика, и я надеялась на свою хорошую школьную базу. 

Самой трудной в ЕГЭ по математике для меня была предпоследняя задача КИМа на параметры. За несколько недель до экзамена я даже специально начала дополнительный курс по этому заданию, где было около 40 уроков. Нехватка времени, конечно, ощущалась, но результатом я была довольна: это был самый первый экзамен и первые высокие для меня баллы.

В русском я была уверена, за что спасибо прекрасным школьным учителям. Единственное, я хотела научиться писать сочинения, поэтому прошла онлайн-курс за пару месяцев до экзамена. К слову, в школе нам объяснили эту тему только в мае, так что я вовремя спохватилась! 

Я ждала сотку за ЕГЭ по русскому, но мне сняли один первичный балл в сочинении за орфографию. Мы с моей учительницей не нашли ошибку, так что, видимо, это было за частые исправления и зачёркивания. Я хотела пойти на апелляцию, но побоялась, потом даже немного жалела. 

В сумме за ЕГЭ я получила 278 баллов за три экзамена: 94 по физике, 98 по русскому и 86 по профильной математике.

В этой суматохе перед ЕГЭ было, если честно, страшно. Я испытывала очень много тревоги по поводу экзаменов, потому что рассматривала только бюджет и не хотела, чтобы моей семье пришлось тратить на меня большие деньги. Так что от волнения я мало спала, вставала на два часа раньше, чтобы повторять правила и формулы.

Как выбирала специальность и вуз

В старших классах я поняла, что вряд ли буду поступать в своём городе, хоть и всем сердцем люблю его. Отзывы про обучение здесь были не самые радужные, к тому же переезд за 9 000 километров от дома виделся мне отличным опытом и возможностью научиться жить самостоятельно. 

С выбором специальности было сложнее, чем с выбором ЕГЭ: я затянула до результатов экзаменов и уже после того, как узнала результаты, начала искать в гугле «выбор профессии по баллам ЕГЭ». 

Изначально я планировала подавать документы только в Москву, но одна из желаемых специальностей была в Санкт-Петербурге. К тому же я 18 лет прожила в городе у моря и близость Финского залива мне очень грела душу, поэтому я решила поступать в Питер.

Из специальностей я рассматривала робототехнику, строительство, строительство уникальных зданий и сооружений и биотехнические системы и технологии. Первая подкупала красочными описаниями о технологиях будущего, но дальше подачи копий документов на это направление не пошло: я слабо верила, что найду работу впоследствии. 

А вот над строительством я думала уже давно. Во-первых, мне очень нравились уроки черчения в школе. А во-вторых, для меня это была единственная профессия, где я понимала, кем буду работать после вуза. Вроде логично, что нужно выбирать это направление, но у меня был ещё вариант — биотехнические системы и технологии. Это что-то на стыке инженерии и медицины: ты занимаешься разработкой медицинского оборудования. Эта специальность сочетала сразу две интересные для меня сферы, но был нюанс: после обучения ты можешь либо идти в науку, либо заниматься ремонтом оборудования в больницах. 

Потом на сайте питерского Политеха я нашла ту самую специальность — строительство уникальных зданий и сооружений. Она мне показалась гораздо интереснее и с более широким спектром возможностей после обучения, чем строительство. Для меня выбор был очевиден.

Из пяти вузов, в которые я подавала, только в двух было это направление — МГСУ и СПбПУ (Политех). Я пообщалась со студентами, посмотрела рейтинги, проходные баллы и остановилась на СПбПУ. 

СПбПУ я выбрала вот по каким причинам: он занимает 14 место в рейтинге вузов по России, там большое количество видов внеучебной деятельности, а в общежитиях — новые корпуса; плюс, с первого курса нас обучают работать в инженерных программах, и не надо чертить от руки.

Как подавала документы в вуз

Дальше меня ждал самый сложный этап — разобраться с подачей документов. Я отправляла их в последний момент почтой с другого конца России — в доковидные времена немногие вузы позволяли подаваться электронно. Часть меня уже пыталась смириться с мыслью, что я могу не поступить, потому что документы не дойдут вовремя. Но, спасибо экспресс-доставке, этого не произошло! 

Из документов мне понадобились: 

  • распечатанное с сайта университета заявление 
  • фотографии (мой совет: берите самые красивые, потому что вам потом видеть их и в зачётке, и в студенческом, и даже на пропуске каждый день) 
  • копия паспорта и школьного аттестата
  • справку формы 086у (можно легко получить в поликлинике, но она нужна не везде). 
  • если у вас есть какие-то индивидуальные достижения в олимпиадах, значок ГТО и так далее, то нужны также копии документов, подтверждающие их наличие. 

Оригиналы и согласие на зачисление стоит отдавать потом, когда вы точно определитесь, в какой университет хотите поступать. 

Вступительных испытаний на моей специальности не было, то есть я поступала только по результатам ЕГЭ: проходной балл был 251 за три экзамена

Как адаптировалась в роли студента

Грядущую учёбу в университете я ждала в предвкушении. Я пересмотрела множество видео про адаптацию в новом коллективе, про жизнь в общаге, про сессию, техники запоминания информации и прочие советы студентам… Так переживала из-за первого дня в новом и незнакомом статусе студентки! Особенно волновалась из-за того, получится ли наладить контакт с новыми людьми, моими одногруппниками.

В нашем вузе сплочением коллектива занимаются ребята из специального студенческого общества — адаптеры (от слова «адаптировать» в контексте студенческой жизни). Они провели с нами несколько дней, устраивая тренинги и игры на знакомство, взаимодействие друг с другом, командообразование. Наша группа до сих пор с трепетом и теплом вспоминает эти беззаботные первые дни! 

Как проходит учёба в строительном вузе

Моя специальность отличается от обычной строительной сроком обучения — пять с половиной лет вместо четырёх, — и квалификацией. После выпуска можно проектировать не только гражданские здания, но и те самые «уникальные»: подземные сооружения, высотные и большепролётные здания, мосты, тоннели, аэродромы, сооружения тепловой и атомной энергетики, гидротехнические сооружения повышенной опасности. 

Всё зависит от профиля вуза. В моём вузе готовят специалистов по проектированию высотных и большепролётных зданий.

Про отношение преподавателей

В школе нас часто пугали, что в университете преподавателям будет не до студентов, а каждая не сданная в срок работа — это ужас, ведь «никто за нами бегать не будет». Конечно, это не так! В университете к вам относятся, как к взрослому, обращаются на «вы», всегда готовы выслушать толпу студентов, у которых остались вопросы после лекции, а самое главное — вы спокойно можете попросить преподавателя досдать какие-то работы или сдать их на сессии в крайнем случае. 

Про лекции и семинары

У меня техническая специальность, поэтому практических занятий больше, чем лекционных, и нет классических семинаров, где вы беседуете с преподавателем на какую-то тему. Они были на истории и философии на первом курсе. 

На практиках мы, в основном, решаем задачи, а на лекциях много пишем. Кстати, перед поступлением я думала, что преподаватели диктуют материал со скоростью света, никогда не повторяют, а если ты не успел что-то записать, то всё, больше ты этого никогда не услышишь и не узнаешь. Однако большинство повторяют по несколько раз (были даже такие, кто диктовал, как в школе), скидывают презентации и дают список литературы в начале семестра! 

Про профильные дисциплины

Уже с первого курса у нас были профильные дисциплины — основы проектирования зданий, где мы учились работать в программах 2D- и 3D-моделирования и разрабатывали проект загородного дома, и геодезия. Потом началось изучение строительных материалов, сопромата, архитектуры, геологии, гидравлики, строительной механики, водоснабжения, деревянных конструкций, пожарной безопасности в строительстве, профессионального английского.

Про курсовые проекты

Особенно люблю в нашей учёбе курсовые проекты. На них мы проектировали ресторан, торговый центр, сейчас разрабатываем проект школы, а в следующем семестре — жилого комплекса. На мой взгляд, это очень крутая практика, ведь мы начинаем с самого базового низов — самостоятельно ищем участок для строительства по всем нормам, — а заканчиваем полным комплектом чертежей. Их размер листов позволяет укутаться в них, как в одеялко!

Про ежегодную практику

Первые два курса у нас была ежегодная практика: геодезическая на первом и геологическая на втором. Очень грустно, что обе у нас прошли дистанционно из-за пандемии. Изначально, на геодезической практике мы должны были провести съёмку местности, а потом обработать в программе результаты и построить планы. Но это отменилось, и мы работали с готовыми данными. Дальше у нас будут только научно-исследовательские работы до конца обучения. Например, сейчас я пишу статью про методы обследования аварийных зданий и сооружений. 

Про дистанционное обучение с разницей во времени

На время дистанционного обучения я улетела домой во Владивосток, поэтому пары из-за разницы в часовых поясах заканчивались для меня в час ночи. Часто случались казусы на занятиях: у одногруппника включилась камера, пока он лежал на диване с голым торсом, кто-то не выключил трансляцию экрана и вёл диалог в беседе группы не в самом вежливом тоне. 

На этом приколы дистанционного обучения не заканчивались: паре преподавателей мы объясняли, как работает Тимс и электронная почта, а экзамены сдавали не по билетам, а в тестовом формате, из-за чего было огромное количество отличников, и университету пришлось сократить повышенную стипендию. 

Но на самом деле, было тяжело: мы скучали по очным парам, а лекции были без живого общения между преподавателем и студентами.

Про сессию 

В отличие от второй, первая сессия была очная по билетам. От этого она была больше волнительной, чем сложной, но зато я начинала подготовку к ней за две недели, чем больше не могу похвастаться — теперь я готовлюсь за пару дней, все силы и время уходят на курсовой проект! После неё я сделала такой вывод: выучил и подготовил билеты — получишь достойную оценку, в противном случае придётся как-то извернуться. 

Как провожу время вне учёбы

На одних парах и сессиях студенческая жизнь не заканчивается — в моём вузе есть огромное количество возможностей для внеучебной деятельности. Я успела вписаться в волонтёрское движение, принимала участие в акции «День Донора» и летом после второго курса уезжала в Калининград в числе бойцов студенческого строительного отряда. Я два месяца работала штукатуром на настоящей стройке логистическо-складского комплекса — это был очень ценный опыт!

Какие планы на будущее

Я очень довольна учёбой в Политехе. Тут оправдались мои лучшие ожидания: у нас прекрасная дружная группа, интересные проекты и дисциплины, высокий процент молодых педагогов. Я боялась, что в вузе всегда будет большая концентрация преподавателей, которые предпочитают «валить» студентов, но пока что нам везло. 

Единственные сюрпризы, которые преподнесла мне учёба, — это дистанционка и отсутствие сна во время сдачи курсового проекта. Я была наивна и думала, что это всё шутки…

Начинать работать по специальности я планирую на 4 курсе, потому что к этому времени у нас будет больше профильных дисциплин. Однако несколько людей с нашего потока нашли работу уже на третьем курсе. 

На первых порах, конечно, выбирать не придётся — буду работать ради опыта. Но в перспективе хочу уйти либо в сферу проектирования или стать инженером-конструктором. 

Советы тем, кто собирается учиться на строительной специальности

  • На мой взгляд, самое основное — выбирать эту специальность исходя из своего неподдельного интереса, иначе вам быстро надоест большое количество инженерных дисциплин.
  • Учите физику и математику в школе, потому что в университете у вас не будет времени заполнять школьные пробелы.
  • Распределяйте своё время в течение семестра грамотно, не забывайте отдыхать, чтобы не выгореть, потому что учиться придётся много: расчётно-графические работы по каждому предмету, курсовые работы, которые не пишутся за ночь, потому что на 90% состоят из расчётов, а также главная боль — курсовые проекты с их невероятным объёмом работы: выбор участка строительства, планировочные решения внутри здания, создание модели в программе, архитектурный облик, требования пожарной безопасности, доступ маломобильных групп населения в здание, расчёты на теплопотери, освещённость, прочность и оформление чертежей.
  • Не бойтесь проявлять интерес. Участвуйте в конкурсах, задавайте много вопросов преподавателям в процессе работы над проектами, ходите на экскурсии или лекции от представителей строительных компаний — это ваш опыт и новые знания.
  • Занимайтесь самообразованием. Не все навыки работы с инженерными программами вы получите на парах, поэтому дополнительные курсы повысят вашу ценность как специалиста!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Светлана Финагенова
Автор Без Сменки
Где вы учитесь?

Вам так же будет интересно

Закончила математическую гимназию города, а поступила на ветеринара: история Даши
Даша училась в одной из лучших математических школ своего города и после 11 класса поступила в...
Кибербезопасность для школьников: как защитить персональные данные в интернете
Чтобы уберечь свои компьютеры от злоумышленников и защитить личные данные, нужно помнить о простых...
Шесть типичных ошибок в ЕГЭ по истории
Чтобы сдать ЕГЭ по истории на максимальный балл, надо знать о всех подводных камнях. Вместе с Филом...
Куда поступать с обществознанием: актуальные специальности
Обществознание — самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ. И, конечно, с обществом можно поступить...
«Если у вас нет художественного образования — это не преграда»: как поступить на дизайн в Вышку
Мария учится в Вышке на направлении «коммуникационный дизайн». В этой статье она рассказывает,...
Кто из преподавательниц — ваша лучшая подруга?
Как много девушек хороших… Особенно у нас в Вебиуме! 🥰 Уверены, вы не отказалась бы числиться в BFF...

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных материалов про ЕГЭ, высшее образование и вузы и получите скидку на курсы Вебиума

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: