В этой статье Алекс Грук, тренер по мнемотехнике, рассказывает про приёмы, которые помогут запомнить много информации к экзаменам.
— Как работает память? И почему зубрёжка не работает?
Алекс Грук: Чтение учебника по несколько раз, повторение прочитанного — это то, как привыкло учиться большинство людей без знания основ мнемотехники.
Перечитывание, переписывание и пересказывание — это зубрёжка. Чаще всего она даёт кратковременный эффект. Настоящая мечта одиннадцатиклассника — за один вечер запомнить все даты к ЕГЭ по истории или все формулы к контрольной по физике. Для этого нужно знать, как работает память, и уметь ей пользоваться.
— Есть ли предел у памяти? Она может закончиться?
Алекс Грук: Память не имеет границ, люди способны запомнить любое количество информации. Мы никогда не сталкивались с ситуацией, когда человек мог запомнить одно стихотворение, а второе уже не помещалось. Предел памяти — это миф.
— У людей отличаются способы запоминания?
Алекс Грук: Фотографическая, аудиальная память — это миф. Не существует людей, которые смогут запомнить страницу текста, посмотрев на неё минуту. Также никто не запомнит впервые прослушанную речь. Эта идея навеяна фильмами.
Нормы запоминания спортивной мнемотехники — 3 000 чисел за час. Никто не запоминает много информации за секунду.
— Какой же тогда механизм работы памяти?
Алекс Грук: Мы запоминаем то, что одновременно воспринимаем от нескольких источников информации. Например, видим лицо человека и слышим его имя. Вы замечали, как хорошо запоминается что-то необычное? Причина проста: образ этого события или предмета контрастен в сравнении с другими образами.
— Как можно использовать это свойство памяти для подготовки к ЕГЭ?
Алекс Грук: Нужно понять информацию, которую важно запомнить.
Чтобы тренировать навык запоминания, нужно начать с навыка понимания и поиска образов в прочитанном и услышанном. Дальше вы связываете образы.
Обычно главный образ связывается с уточняющими.
Например, нам нужно заучить крылатое выражение на латыни — Per aspera ad astra, через тернии к звёздам. Первый этап — понимание. Выражение означает, что, несмотря на сложности, нужно продолжать свой путь.
Дальше мы принимаем и стараемся понять образы. Например, об этом афоризме вам напоминает кактус в горшке. Кактус в горшке — это главный образ. Добавляем уточняющие.
В итоге у нас есть четыре уточняющих образа и один главный. Они связаны одной картинкой, который каждый представил по-своему. Через мысленный экран считываем образы по порядку. Таким образом в мозге формируются нейронные связи. После нескольких раз воспроизведения этого образа фраза запомнится, а кактус в горшке больше не понадобится.
Ещё больше информации о том, как работает память, можно найти в группе Алекса во ВКонтакте и в статье «Запомнить всё для ЕГЭ: как работает память». Также рассказываем, как запоминать математические формулы и учить даты по истории.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.