КАК ПОНЯТЬ, КЕМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ: Говорим про выбор профессии, как его сделать

Так же слушать подкаст можно здесь:

В этот раз Касперский беседовал с профориентологом — Людмилой Салоид. Углубились в историю и особенности этой новой профессии. Оказывается, профориентация — не просто тесты по типу человек-природа 🙀

Людмила рассказала, как проанализировать себя, чтобы определиться с будущей профессией уже в 10 классе, и что делать, если работа перестала нравиться.

3 ГЛАВНЫХ ИНСТАЙТА ПОДКАСТА:

🐺 Единственная стабильность — нестабильность. Поэтому не нужно думать, что одна профессия на всю жизнь.

🤗Нужно доверять себе — ответы на сложные вопросы всегда в тебе самом.

😎 Если хочешь получать удовольствие от процесса, зарабатывать на этом деньги и быть уверенным в своём будущем — иди к профориентологу.

 

Как понять, кем хочешь быть 

Сегодня говорим о том, как выстраивать здоровые взаимоотношения с трудом в будущем и как искать себя в этом непростом мире. 

Коля: Если на улице к вам подойдёт одиннадцатиклассник и спросит, что такое профориентация, что вы скажете?

Людмила: Я бы ответила так: «Петя, если ты хочешь получать удовольствие от процесса, зарабатывать хорошие деньги и быть уверенным в своём будущем — тогда сначала тебе нужно к профориентологу, а потом всё остальное»

Коля: Сейчас мы живём в мире с множеством профессий, пропала ситуация «одна жизнь — одна профессия». Как из большого числа выбрать ту самую? 

Людмила: Нужно выбирать не профессии, а профессиональные роли, это немного другой подход. Единственное, что сейчас стало стабильным — это наша нестабильность. И это нормально. Поэтому в наше время говорить «Я сейчас что-то выберу и в течение долгого времени буду этим заниматься» не совсем актуально. 

В современных реалиях важно учиться распознавать свои компетенции и навыки и учиться их монетизировать. 

Почему это важно? Чётко и жёстко идентифицировать себя с одной профессией опасно. Взять те же санкции: человек всю жизнь работал в международной логистике, а теперь трансформация этой сферы его не устраивает — ему нужно что-то другое. А что — не понятно. Всё, человек потерян. 

Если мыслить категориями навыков и компетенций, то все свои навыки можно предложить на современном рынке. Учитывая, что сейчас рынок сильно развернулся в сторону фрилансеров, это идеальный формат, когда работодатель может очень быстро найти себе сотрудника. 

Сегодня многие эксперты нанимают молодых сммщиков, парикмахеров и визажистов, например. Зная свои сильные стороны, можно быстро адаптироваться к современным условиям. Это значит, что нужно интересоваться собой и, самое главное, быть собой. 

Коля: Фокус на навыки и компетенции мне очень нравится. Я тоже думаю, что это самое важное. На занятиях, когда мы проходим эксель, я иногда шучу: «Excel — это самый важный навык 21 века. Без него вас не возьмут даже дворником». Я про то, что банальная компьютерная грамотность — это стандарт, который пригодится везде. И при том, что ты хоть немного владеешь компьютером, ты уже можешь помогать с этим другим. Соответственно, ты можешь приносить людям пользу и получать за это деньги.

В общем, вы помогаете молодым людям в осознанном выборе, в понимании того, чем заниматься. А что делать, если работа не нравится? 

Людмила: Представим, что человеку вдруг перестало нравится то, что он делает. Здесь главное — понять, устраивает его эта ситуация или нет. Готов ли он с этим что-то делать или он хочет остаться на месте. 

Всё, что мы делаем — это всегда выбор. Очень часто мы этого не осознаём, но это наш выбор: я выбираю остаться на этой работе или нет. 

Как только человек честно ответит себе, что он сделал этот выбор, у него появляется шанс что-то изменить в своей жизни. Если мы осознанно или неосознанно перекладываем ответственность на обстоятельства или ситуацию, изменить действительность становится практически невозможно. В психологии есть понятие «вторичные выгоды» — это неосознаваемые выгоды, которые почему-то держат его на прежнем месте. 

Таким образом, сначала мы осознаём, что действительно хотим что-то менять. Дальше начинается путь исследования себя. А что бы я хотел? 

На этом этапе часто возникают вопросы «как понять, что делать?», «с чего начать?» Здесь и пригодятся эксперты по профориентации, у которых уже есть готовая система с отработанными методиками: они экономят время, деньги, силы и нервы. 

Коля: А что делать школьникам? У них нет опыта работы, потому что школа отнимает почти всё время. Осознанно ответить на вопрос, а что я хочу делать, чем заниматься, им сложно. Как им быть? 

Людмила: У школьников в 10–11 классах обычно много интересов, но все они из серии «неваляшки» — сегодня мне нравится одно, а завтра другое. Это абсолютно нормально, потому что в этот период задача родителей — предоставить «шведский стол» из разного рода занятий, а задача ребёнка — попробовать, чтобы понять, что нравится, а что нет. Как правило, к концу школы ты уже примерно понимаешь, какая сфера тебе ближе. 

Мы анализируем это через призму определённых упражнений, сбора опыта, который уже есть. Подростковый возраст — идеальный для сбора первичных важных фактов о себе, которые уже есть: явно видно, что один человек часто заходит на ютуб-канал по дизайну, а второй — по психологии. У подростков уже есть какая-то «проявленность», и задача профориентолога — её определить и подумать, как это потенциально могло бы отразиться в будущей деятельности. 

Коля: Вот у человека появился вектор, куда двигаться. А дальнейшие действия? Скорее всего, он всё ещё идёт в университет, чтобы получить образование. 

Людмила: Качественная работа профориентолога состоит не только в том, чтобы определить конечную точку и увидеть профессию. Для подростка это как некая обязательная часть, его это знание не будет «драйвить». Подростки не любят думать о будущем — они живут в моменте. И поэтому мы идём именно через ценности, интересы, которые у них есть сейчас, и этот образ даёт энергию двигаться дальше и становится мотивацией. 

Более того, именно через интерес подростки учатся принимать ответственность и делать выбор. Потому что раньше им этот выбор делать не давали. В психологии есть понятие — выученная беспомощность. То есть я выучился, что я не могу выбирать. Очень часто во взрослом возрасте мы сталкиваемся именно с этим понятием. Поэтому здесь возникает вопрос воспитания — как не заглушить интерес в детях? 

Коля: Мне нравится такая история, я по себе пытаюсь судить: мне в 10–11 классах этого очень не хватало. Я абсолютно не понимал, чего мне хочется. Сейчас, анализируя прошлое, я понимаю, что уже были какие-то навыки и интересы, которые тогда сформировались. Но ещё было огромное, звенящее вокруг «всё» — что-то, что очень сильно мешает, отвлекает, бесит. Это, наверное, уже другой вопрос — как научиться от этого уходить. Всегда есть к чему идти и от чего идти. 

Людмила: Добавлю, что в подростковом возрасте есть серьёзная потребность в общении и проявлении себя во внешнем мире, а также в том, чтобы разобраться, кто я и чего я хочу. Поэтому нужно своевременно помочь подростку, учитывая, что это период максимизации и усиления всех чувств и эмоций. 

Первое, что можно сделать — научиться это уважать. Второе — помнить про эмоциональный интеллект, учиться распознавать эмоции. Если мы понимаем, какие эмоции помогают, а какие вредят, это первый шаг к тому, чтобы подросток учился с этим работать в силу ситуации. 

Коля: На чём ещё ребятам в 11 классе стоит обращать внимание? Эмоциональный интеллект, распознавание эмоций, обобщение опыта? 

Людмила: Во-первых, важно выйти в здоровую самооценку. Что значит здоровая? Есть три уровня эго: заниженная самооценка, здоровая и завышенная. 

Заниженная самооценка — человек всё делает для других, а о себе вспоминает в последний момент. При завышенной самооценке — я тут самый главный, всё только для себя. При здоровой самооценке я уважаю и свои интересы, и интересы других. Банальный пример: я не обижаюсь на друга из-за того, что тот не пошёл гулять, я знаю, что у него был сложный день. 

Здоровая самооценка важна, потому что в старших классах школьники могут обесценивать себя. Всем ребятам я рекомендую делать книгу достижений, либо стену достижений. Например, со своими грамотами. Если грамот нет, можно фиксировать моменты, когда что-то получилось, кому-то помог, где-то меня отметили. Чем больше фактов, которые мы можем потом прочитать, тем более стабильной будет самооценка. 

Во-вторых, важно работать над своим внешним видом. Нужно научиться нравиться себе внешне. В-третьих, учиться общаться и коммуницировать, неважно, интроверт ты или нет. В-четвёртых, исследовать себя, настраивать связь с собой. Это четыре пункта создадут базу — и результаты порадуют, и уверенность в завтрашнем дне будет более стабильной. 

Коля: Вообще, очень понятные вещи. И они вовсе не об изучении программирования или второго языка, что приятно. На этом давайте завершать. В конце, я обычно прошу гостя дать какой-нибудь совет. Что бы вы посоветовали себе в 11 классе? 

Людмила: Первое, что я точно бы себе посоветовала, — доверяй себе больше. Ты — главный эксперт своей жизни. Никогда не будет человека или методики, которые скажут тебе, кто ты такой. Более того, все методики подтвердят и немного лучше помогут детализировать некоторые моменты. 

Не бойтесь брать ответственность на себя, потому что родители могут не до конца верить, что вы внутренне понимаете себя. На своей практике я видела, как родители соглашались и начинали поддерживать то, что раньше им казалось ерундой. Когда подросток себя распознал и научился это уважать — всё начинается с другой стороны. 

 

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.
Где вы учитесь?