Екатерина Шестопалова из города Ноябрьск училась в обычной школе №7 в гуманитарном классе, при этом ей удалось сдать два ЕГЭ — по русскому и истории — на 100 баллов. О том, как она готовилась к экзаменам, как получила высокие баллы и поступила в СПБГУ, Екатерина рассказывает в этом интервью.
На ЕГЭ я сдавала обязательные русский язык и базовую математику, а также историю с обществознанием в качестве предметов по выбору.
Свой выбор я сделала в 10 классе, поскольку гуманитарные дисциплины всегда интересовали меня больше. Более того, уже на тот момент я несколько лет обучалась в классе с гуманитарным уклоном, что тоже повлияло на мой выбор. Также определяющим фактором стало то, что такой набор предметов давал мне широкие возможности для выбора будущей специальности.
Однако долгое время я не могла определиться с направлением в вузе. Выбирала между историей, политологией и PR. Окончательное решение приняла только в июле — выбрала «Рекламу и связи с общественностью».
— Готовиться начала в середине 10 класса, поскольку понимала, что предстоит сложный путь и нужно понемногу начинать учить материал.
— В 9 классе я готовилась к сдаче ОГЭ по английскому и химии, потому что выбирала тогда по принципу, что мне легче будет сдать. Но из-за пандемии экзамены отменили, и я стала больше времени уделять изучению истории, политики, социальных наук, и это меня затянуло.
— Я перепробовала очень много методов подготовки: занималась в разных онлайн-школах, самостоятельно, с учителями. В итоге определила для себя наиболее подходящую методику.
Я поняла, что онлайн-школа — лучший вариант из всех по нескольким причинам. Во-первых, там уже есть всё, что нужно для успешной сдачи экзамена. Нужно только регулярно заниматься и решать задания.
Во-вторых, в ЕГЭ помимо тестовой части есть ещё вторая часть, которая подразумевает развёрнутые вопросы и обычно даёт большую часть баллов. Очень важно много практиковаться по второй части, но также важно, чтобы эту практику проверяли, иначе смысл её решения пропадает.
И в-третьих, объём информации для изучения очень велик, а в ЕГЭ проверяют далеко не все темы из школьной программы, поэтому если полностью заниматься самостоятельно, то есть риск впустую потратить много времени на те темы, которые не встретятся в ЕГЭ или же встретятся с вероятностью 1%.
Если честно, подготовка в школе меня не устраивала. Её было мало, да и уровень был невысокий. На 60–70 баллов можно было подготовиться, занимаясь только с учителями, но это не тот результат, который нужен большинству выпускников.
Далее хотелось бы рассказать о распределении времени. Я занималась по 6–10 часов в день. В выходные или свободные от школы дни могло доходить до 12–14 часов. В мае и начале июня я занималась весь день, оставляя на отдых и сон 7–8 часов. С одной стороны это было эффективно, но с другой же привело к сильному выгоранию и некоторым проблемам со здоровьем.
Возможно кто-то скажет, что высокие баллы того стоят, но я, пройдя этот путь, считаю, что это не так. Прошло полгода с момента окончания экзаменов, а я до сих пор не могу до конца восстановить ментальное здоровье.
— Я думаю, что это применимо к той ситуации, если готовиться совсем с нуля. Либо если готовиться в экспресс-режиме месяца за три до экзамена. В принципе, если чётко распределять время, то можно успевать всё.
У некоторых моих знакомых оставалось время и на хобби, и на прогулки, но при этом они серьёзно готовились и сдали экзамены на 90+. У меня подготовка была осложнена тем, что я шла на золотую медаль и, соответственно, школьные задания мне необходимо было выполнять на отлично, это тоже отнимало время. Естественно, человеческие возможности не безграничны, и невозможно постоянно жить в режиме «нон-стоп».
Недостаток сна, ежедневное обучение и сидячий образ жизни плохо влияют на запоминание информации. Если не закрыты базовые потребности человека, то ни о какой продуктивной учебе и речи не может идти. Я обычно отдыхала, рисуя что-то или смотря видеоролики на YouTube.
— Среднестатистический мой день начинался где-то в 7:20 утра. С 8 до 13 часов я находилась в школе, где на некоторых уроках успевала выполнять домашние задания из онлайн-школ. Далее я возвращалась домой, устраивала себе час перерыва на обед и отдых, потом уже приступала непосредственно к подготовке. И с 14:00 до 00:00-01:00 (с небольшими перерывами на еду и т. д.) я занималась ЕГЭ, иногда задерживалась до 3–4 утра, но это бывало редко, обычно я ложилась спать в 1–2 ночи.
В выходные от школы дни я вставала позже, в 8:30–9:00, и уделяла подготовке больше времени.
В первые месяцы учёбы я успевала заниматься любимыми делами: ходила на волейбол, готовила для семьи, проводила время с друзьями, но ближе к весне времени на это становилось меньше, а дедлайнов больше, пришлось выбирать.
В течение года у меня было две недели, когда я уезжала из родного города и абстрагировалась от учёбы. Первая была зимой, когда на новогодние каникулы мы с родителями поехали к родственникам. Вторая — в апреле, тогда была поездка в Санкт-Петербург от школы. Всё-таки не всё время я была погружена в учёбу.
— Писали экзамены мы в соседней школе, так как город у нас небольшой. Самым волнительным экзаменом был русский язык. Мы его сдавали 31 мая. Тогда я очень перенервничала из-за сочинения: тема была для меня в новинку, мне очень не хватало времени и в последние минуты экзамена я пыталась быстро переписать сочинение с черновика в бланк ответов, чтобы успеть. Всё же успела, но из-за нервов вышла из аудитории полностью истощенная и со слезами. Думала, что завалила сочинение, но вышло наоборот.
Остальные экзамены дались легче. Они шли почти подряд, с перерывами в два–три дня, но силы всё равно были на исходе. Я уже ждала, когда всё закончится, не переживая за результаты. После последнего экзамена (это было обществознание, 9 июня), я пришла домой и с облегчением надолго легла спать.
Самое тяжелое — мучительное ожидание результатов. Две недели шли очень медленно, это было время рефлексии над своими ответами. Я старалась сверить задания с теми ребятами, у кого были похожие варианты, и примерно понимала, что тестовая часть у меня без ошибок, но всё же не была до конца уверена, поскольку правильных ответов не знал никто.
— Мои результаты за ЕГЭ:
Результат по русскому языку пришел в мой день рождения — 15 июня. Но узнала я его от родителей, поскольку им сообщили о 100 баллах примерно в 7 утра, и просыпалась я уже под мамины счастливые крики. Мне было сложно поверить — я ждала результатов на сайте check.ege, чтобы во всём убедиться.
Из эмоций я чувствовала не радость, а некое облегчение, умиротворение. Также своего рода грусть, потому что пришлось многим пожертвовать ради этого. И я понимала, что есть люди, отдавшие намного больше ради заветных баллов, но не получивших их, и я представляла их состояние тогда. Я была рада, что принесла родителям такое счастье, видела, как мама радуется и мне было тепло на душе. Дальше результаты приходили раз в пару дней.
Следующие 100 баллов пришли по истории, и мне сообщила о них моя учительница. Этот результат порадовал больше, поскольку историю я очень хотела сдать хорошо, горела этой идеей. По обществознанию я рассчитывала на 90, поскольку для меня это был самый сложный предмет, но получила 96, что порадовало меня сильнее всего.
В общем могу сказать, что я не скакала от радости. Я понимала, что такой результат даёт мне возможность поступить на бюджет в хороший вуз и не более. Уж точно для меня ЕГЭ никогда не был показателем знаний, скорее демонстрацией того, кто лучше умеет подстраиваться под рамки и делать «по шаблону».
— В первую очередь необходимо регулярно готовиться, желательно начинать как можно раньше. Много повторять материал, чтобы он надёжно закрепился в памяти.
Особенно важно решать задания, как можно больше практиковаться: трудно будет сдать хорошо экзамен только за счёт теории.
Как я говорила ранее, важно понимать, что на ЕГЭ нужно делать всё чётко по шаблону: это касается и сочинения по русскому, и второй части истории и обществознания. Ответ должен быть простым, но содержательным. Не стоит, особенно в сочинении, применять все свои творческие навыки, чаще всего это приводит к снижению баллов. Тут действует правило «чем проще, тем лучше». Если усложнять, можно потерять заветные баллы.
Необходимо изучить все критерии, чтобы знать, за что можно получить баллы, а за что лишиться их. И не забывать об отдыхе, чтобы не выгореть.
— СПбГУ — один из лучших гуманитарных вузов Петербурга. А поступать я хотела именно в Санкт-Петербург. Я не стала подавать документы в НИУ ВШЭ из-за набора предметов: там на все направления, кроме одного, необходимо сдавать английский язык. Другие вузы я не рассматривала. Чтобы узнать побольше о «внутрянке», я писала студентам интересующего направления и спрашивала всё самое важное, читала отзывы. Где-то в середине июля я подала документы в вуз, и уже в конце месяца мне сказали, что я поступила.
— Я учусь на факультете рекламы и связи с общественностью. Учёба мне нравится. Конечно, иногда бывает трудно, но это не сравнится с 11 классом. У нас довольно интересные преподаватели, с ними можно найти общий язык. Есть вещи, которые я бы хотела изменить, но они не портят процесс обучения.
Конечно, на носу первая сессия и это довольно страшно, так как это новый для меня опыт, но со временем, я думаю, станет привычнее.
— Мне очень нравится «Основа теории коммуникации». Это такой фундаментальный предмет для специалистов в сфере публичных коммуникаций. Мне он кажется действительно интересным, несмотря на его сложность и обилие информации. Этот предмет у нас ведёт замечательный преподаватель, материал легко воспринимается именно благодаря его объяснениям.
Не менее интересные предметы — история рекламы и история связей с общественностью. Я в принципе люблю историю, поэтому мне нравится. Есть и обычные предметы — литература, английский язык. Они уже привычны и не вызывают трудностей.
— Студенческая жизнь имеет свои трудности, но при этом даёт полную свободу действий, что меня радует. Я чувствую, что я сама отвечаю за свою жизнь, что у меня меньше ограничений, чем было, когда я жила с семьёй. Я сама решаю бытовые вопросы, занимаюсь тем, что мне нравится, ем то, что считаю нужным, сама определяю то, как будет выглядеть мой дом. Наверное, это то, чего мне долго не хватало.
Выбираем, где жить во время учёбы в вузе: общежитие или квартира?
В общежитии — жить: что нужно знать о жизни в общаге
Как не разругаться с соседями по общаге или съёмной квартире
Наша команда на университетском проекте «Школа гастрономического PR»:
— Я бы посоветовала верить в свои силы, потому что многие сомневаются в себе, очень переживают, что не смогут сдать на необходимые баллы. Волнение сильно мешает и при подготовке, и на самом экзамене, поэтому нужно быть уверенными в себе.
Мне помогало осознание того, что результат экзамена не всегда на 100% зависит от нас. Есть факторы, которые мы не в состоянии контролировать. Поэтому важно сделать всё, что в твоих силах, и не переживать по поводу остального.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.